Рабочая программа по курсу Финансовая грамотность 8-9 кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
• Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова,
А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
• Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО,
2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 г. N 345»)
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск
информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение
элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
ЕБ8 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.:
ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8 класса в сфере экономики семьи.
В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой
сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях
финансового мира.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из
различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с
предыдущими классами) финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная
система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми
институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,
банковские карты, финансовое мошеничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
бизнес, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система.
9 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.:
ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 класса в сфере экономики семьи.
Обучающиеся 9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей,
формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь,
осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только
формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не
бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным
умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотностиу учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная
система и др.

Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми
институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо
обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в
сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ
НАЯ

Тематическое планирование 8-9 классы
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов
1

1

Современные деньги России и других стран.

2-3

Практическая работа. Деньги. Тест.

2

4

Структура доходов семьи.

1

5

Зарплата как источник дохода.

1

6

1

7

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить
пособие по безработице и кому оно полагается в России.
Структура семейных расходов.

8

Контроль семейных расходов.

1

9

Практическая работа. Контроль семейных расходов.

1

10

Что такое семейный бюджет.

1

11

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1

12
1314

Составление, семейного бюджета.

1

Практическая работа. Составление, семейного бюджета.

2

15

Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.

1

16

Что такое финансовое мошенничество.

1

17

Фальшивые деньги. Тест.

1

18

Что такое пенсия.

1

19

Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как
определить размер будущей пенсии.
Банки и их функции.

1

Договор банковского вклада и банковского счёта.

2

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

20
2122
23
24

1

1

Дата проведения
план
факт

Примечание

2526
27

Практическая работа. Банковские карты.

2

Практическая работа. Банковские карты. Зачет.

1

28

Налог. Какие налоги вам предстоит платить.

1

29

Практическая работа. Налог. Тест.

1

30

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

31

1

32

Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила
похода в магазин.
Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.

33

Что нужно знать при оформлении на работу.

1

34

Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт.

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».