Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: • Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; • Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577); • Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению) • Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению) • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345») Результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; - приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. ЕБ8 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению) «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8 класса в сфере экономики семьи. В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений. Цели и планируемые результаты. Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др. Планируемые результаты обучения Требования к личностным результатам освоения курса: — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса: — сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; — владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; Требования к предметным результатам освоения курса: — владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое мошеничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, бизнес, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система. 9 класс Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы, общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц - М.: ВАКО, 2018. – 32с. – (Учимся разумному финансовому поведению) «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 класса в сфере экономики семьи. Обучающиеся 9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. Цели и планируемые результаты. Цель обучения: формирование основ финансовой грамотностиу учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др. Планируемые результаты обучения Требования к личностным результатам освоения курса: — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса: — сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; — владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; Требования к предметным результатам освоения курса: • структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ НАЯ Тематическое планирование 8-9 классы № п/п Тема урока Кол-во часов 1 1 Современные деньги России и других стран. 2-3 Практическая работа. Деньги. Тест. 2 4 Структура доходов семьи. 1 5 Зарплата как источник дохода. 1 6 1 7 Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России. Структура семейных расходов. 8 Контроль семейных расходов. 1 9 Практическая работа. Контроль семейных расходов. 1 10 Что такое семейный бюджет. 1 11 Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. 1 12 1314 Составление, семейного бюджета. 1 Практическая работа. Составление, семейного бюджета. 2 15 Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт. 1 16 Что такое финансовое мошенничество. 1 17 Фальшивые деньги. Тест. 1 18 Что такое пенсия. 1 19 Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии. Банки и их функции. 1 Договор банковского вклада и банковского счёта. 2 Банковский кредит и условия его предоставления. 1 Банковские карты. Виды банковских карт. 1 20 2122 23 24 1 1 Дата проведения план факт Примечание 2526 27 Практическая работа. Банковские карты. 2 Практическая работа. Банковские карты. Зачет. 1 28 Налог. Какие налоги вам предстоит платить. 1 29 Практическая работа. Налог. Тест. 1 30 Информационное общество. Портал государственных услуг. 1 31 1 32 Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в магазин. Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги. 33 Что нужно знать при оформлении на работу. 1 34 Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт. 1 1