1. Пояснительнаязаписка Рабочая учебная программа по ритмике для 3 класса составлена на основе документов: ⎯Примерная адаптированная общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1. ⎯Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МОУ «Вербенской средней школы» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (разработана на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями). Учебники для программы не предусмотрены. Адаптированная основная общеобразовательная программа разработана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе восприятия музыки. Задачи программы: − развитие восприятия музыкальных образов и умения выражать их в движениях уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); − развитие музыкальных способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховыепредставления); − развитие чувства ритма, темпа, такта, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки у обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями); − развитие координации движений уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями); − развитие умений слушать музыку у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями); − формирование навыков выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями); − развитие творческих способностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями). Виды и формы контроля. Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации коррекционной работы с обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и после ее окончания. Критерием эффективности будет служить положительная динамика в развитии познавательных процессов и двигательнойсферы. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходный уровень развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Текущий контроль (контрольная диагностика): ⎯ прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реальноговыполнения; ⎯ пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций, входящих в составдействия; ⎯ рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов егопостроения; ⎯ контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Текущий контроль (контрольная диагностика), позволяющий определить промежуточный уровень развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Итоговый контроль(итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровень развития двигательной активности обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержательный контроль и оценка результатов развития обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики развития познавательных процессов и двигательной сферы и не допускает сравнения одного ребенка с другими детьми. 2. Общая характеристика коррекционногокурса Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни уобучающихся. Основные направления работы по ритмике: − восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси): определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистоймузыки; − упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и перестроения (в одну и две линии, в колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в классе, различные положения в парах и т. д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага;повороты; − ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслаблениемышц; − упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки идр.); − игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально- двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более и т.д.),игры по ориентировке впространстве; − танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современныхтанцев; − декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.). Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: − совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционноймоторики); − коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие восприятия, представлений, ощущений, двигательной памяти, внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени); − развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями исобытиями); − развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, умения выделять сходство и различиепонятий); − коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело доформирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения, формирование устойчивой адекватной самооценки, формирование умения анализировать своюдеятельность); − развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия). 3. Описание места коррекционногокурса «Ритмика» в учебном плане Коррекционный курс «Ритмика» реализуется в рамках коррекционно- развивающей области учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На освоение коррекционного курса «Ритмика» отводится во 2 классе – 68 часов в год. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса«Ритмика» Личностные результаты обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в результате освоения коррекционно - развивающей области «Ритмика»: − включаться в работу на занятиях к выполнениюзаданий. − проявлять любознательность и интерес к новым видамдеятельности. − готовиться к занятиям, занимать правильное исходноеположение. Предметные результаты обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в результате освоения коррекционно- развивающей области «Ритмика»: Минимальный уровень: − уметь слушатьмузыку; − выполнять несложные движения руками и ногами попоказу − педагога; − активно прихлопывать и притопывать вместе спедагогом; − ходить свободным естественным шагом, двигаться по залув − разных направлениях; − слушать и правильно выполнять инструкциюпедагога. Достаточный уровень: − уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомуюмелодию; − уметь начинать и заканчивать движение с началом иокончанием − музыки посигналу; − выполнять задания и плясовые движения по показу ипо − словесной и инструкции педагога; − организованно входить в класс и выходить изкласса, − приветствоватьпедагога. Планируемые результаты: − развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений инавыков; − формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; − овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений смузыкой; − развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; − овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; − развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности. 6. Содержание учебного предмета Упражнения на ориентировку в пространстве. 1. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиваниемноска. 2. Перестроение в круг из шеренги,цепочки. 3. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. 4. Выполнение простых движений с предметами во времяходьбы. Ритмико-гимнастические упражнения. 1. Общеразвивающиеупражнения - Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки,ленты). - Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки,мяч). - Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработкуосанки. 2. Упражнения на координациюдвижений - Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. - Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т.д. - Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой,взглядом. - Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмическихрисунков. 3. Упражнение на расслаблениемышц - Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. - Свободное круговое движениерук. - Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). Упражнения с детскими музыкальными инструментами 1. Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпамузыки. 2. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцеврук. 4. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них. Игры под музыку. 1. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий,низкий). 2. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т.д.). 3. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характероммузыки. 4. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов вмузыке. 5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевымсопровождением. Танцевальные упражнения 1. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двухногах. 2. Прямой галоп. Маховые движениярук. 3. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение сплаточком). 4. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка напятку. 5. Движения парами: бег, ходьба, кружение наместе. 6. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением,хлопками. Танцы и пляски Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то» Стукалка. Украинская народнаямелодия Подружились. Музыка Т.Вилькорейской Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия Тематическое планирование . Тема Количество часов 2 2. Упражнения на ориентировку в пространстве.14 ч. Инструктаж по ОТ и ТБ. Упражнения на ориентировку в пространстве. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала. 3. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. 2 4. Построение в колонну по два. 2 5. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. 2 6. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места. 2 № 1. 7. 2 2 Ритмико-гимнастические упражнения. 30 ч. 8. Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. 2 Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. 10. Наклоны и повороты головы вперёд, назад, в стороны, круговые движения. 11. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. 2 12. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. 13. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). 14. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. 15. Выставление правой и левой ноги поочерёдно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. 2 9. 2 2 2 2 2 Дата план Дата факт Примечание 16. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. 17. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. 18. Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх-вниз с одновременным движением левой руки от себя-к себе перед грудью. 19. Разнообразные перекрёстные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение) 20. Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. 21. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки. 22. Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. 2 2 2 2 2 2 2 Упражнения с детскими музыкальными инструментами.(6 ч.) 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Упражнения для кистей рук с музыкальными ложками. Базовые упражнения. Отстукивание ритмических рисунков на бубне. 2 Отстукивание ритмических рисунков маракасами. Упражнения «Песок», «Карнавал». 2 Игры под музыку (12 ч) Игры под музыку. Выполнение движений с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий) Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. 2 2 2 2 2 2 2 Танцевальные упражнения. 6 ч. 32. 33. 34. Танцевальные упражнения. Повторение элементов танца. Тихая настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, лёгкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием. Итог: 2 2 2 2 68 1. Материально-техническое обеспечение курса Библиотечный фонд (книгопечатнаяпродукция). − Захаров В.М. « Танцы народов мира». Москва Просвещение»2010г. − Костровицкая В.В. «100 уроков классического танца». М « Просвещение» 2010г. − Справочные пособия, энциклопедия « Музыкальноеискусство»,Книга « О музыке имузыкантах». Печатные пособия. − Никитин В.А « Искусство танца.» М.,2009. − Портреты композиторов(комплект). − Технические средстваобучения. Комплект звуковоспроизводящейаппаратуры − микрофоны, усилители,динамики − Компьютер (для педагога) − Медиапроектор (для демонстрации электронных образовательныхресурсов). Музыкальные инструменты и игрушки: бубен, мячик, ложки, маракасы.