Адаптированная рабочая программа коррекционного курса Ритмика для 3 Б кл.

1. Пояснительнаязаписка
Рабочая учебная программа по ритмике для 3 класса составлена на основе документов:
⎯Примерная адаптированная общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1.
⎯Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 МОУ «Вербенской средней школы» для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (разработана на основе примерной
адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальныминарушениями).
Учебники для программы не предусмотрены.
Адаптированная основная общеобразовательная программа разработана для обучающихся с умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы. Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость,
эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений.
Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития
является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе восприятия музыки.
Задачи программы:
−
развитие восприятия музыкальных образов и умения выражать их в движениях уобучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
−
развитие музыкальных способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховыепредставления);

−
развитие чувства ритма, темпа, такта, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки у
обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);
−
развитие координации движений уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);
−
развитие умений слушать музыку у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);
−
формирование навыков выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением и пением уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);
−
развитие
творческих
способностей
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальныминарушениями).
Виды и формы контроля.
Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации коррекционной работы с обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и после ее окончания. Критерием эффективности будет служить
положительная динамика в развитии познавательных процессов и двигательнойсферы.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходный уровень развития двигательной
активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Текущий контроль (контрольная диагностика):
⎯
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реальноговыполнения;
⎯
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций,
входящих в составдействия;
⎯
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание
принципов егопостроения;
⎯
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения
фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Текущий контроль (контрольная диагностика), позволяющий определить промежуточный уровень развития
двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Итоговый контроль(итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровень развития двигательной
активности обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержательный контроль и оценка результатов
развития обучающихся умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики развития познавательных
процессов и двигательной сферы и не допускает сравнения одного ребенка с другими детьми.
2. Общая характеристика коррекционногокурса
Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной
речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей
и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни
уобучающихся.
Основные направления работы по ритмике:
−
восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси): определение на слух начала и окончания звучания
музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа;
различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс);
плавной и отрывистоймузыки;
−
упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и перестроения (в одну и две линии, в
колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение
в классе, различные положения в парах и т. д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении,
разными видами шага;повороты;
−
ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений,
упражнение на расслаблениемышц;
−
упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на элементарных музыкальных инструментах
(погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки идр.);
−
игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально- двигательными заданиями с элементами
занимательности, соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более и т.д.),игры по ориентировке впространстве;
−
танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных,
бальных и современныхтанцев;
−
декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление
педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения
(плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.).
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

−
совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие
артикуляционноймоторики);
−
коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие восприятия, представлений, ощущений,
двигательной памяти, внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина), развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени);
−
развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления (умение
видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями исобытиями);
−
развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, умения выделять сходство и
различиепонятий);
−
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (развитие инициативности, стремления доводить
начатое дело доформирование умения преодолевать трудности, воспитание самостоятельности принятия решения,
формирование устойчивой адекватной самооценки, формирование умения анализировать своюдеятельность);
−
развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия).
3. Описание места коррекционногокурса
«Ритмика» в учебном плане
Коррекционный курс «Ритмика» реализуется в рамках коррекционно- развивающей области учебного плана для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На освоение коррекционного курса
«Ритмика» отводится во 2 классе – 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса«Ритмика»
Личностные результаты обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в результате
освоения коррекционно - развивающей области «Ритмика»:
−
включаться в работу на занятиях к выполнениюзаданий.
−
проявлять любознательность и интерес к новым видамдеятельности.
−
готовиться к занятиям, занимать правильное исходноеположение.
Предметные результаты обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в результате
освоения коррекционно- развивающей области «Ритмика»:
Минимальный уровень:
−
уметь слушатьмузыку;
−
выполнять несложные движения руками и ногами попоказу
−
педагога;
−
активно прихлопывать и притопывать вместе спедагогом;
−
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залув

−
разных направлениях;
−
слушать и правильно выполнять инструкциюпедагога.
Достаточный уровень:
−
уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомуюмелодию;
−
уметь начинать и заканчивать движение с началом иокончанием
−
музыки посигналу;
−
выполнять задания и плясовые движения по показу ипо
−
словесной и инструкции педагога;
−
организованно входить в класс и выходить изкласса,
−
приветствоватьпедагога.
Планируемые результаты:
−
развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных
умений инавыков;
−
формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий;
−
овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и
туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений смузыкой;
−
развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
−
овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими
развитию изящных движений, эстетического вкуса;
−
развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности.
6. Содержание учебного предмета
Упражнения на ориентировку в пространстве.
1. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и
оттягиваниемноска.
2. Перестроение в круг из шеренги,цепочки.
3. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
4. Выполнение простых движений с предметами во времяходьбы.
Ритмико-гимнастические упражнения.
1. Общеразвивающиеупражнения
- Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных
направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки,ленты).

- Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и
без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки,мяч).
- Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой,
выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработкуосанки.
2. Упражнения на координациюдвижений
- Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки
вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх.
- Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т.д.
- Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки
головой,взглядом.
- Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмическихрисунков.
3. Упражнение на расслаблениемышц
- Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз;
быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев);
подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение.
- Свободное круговое движениерук.
- Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1. Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев
рук с изменением темпамузыки.
2. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной
руки и обеих. Выделение пальцеврук.
4. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет
учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.
Игры под музыку.
1. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо),
регистрами (высокий,низкий).
2. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в
музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым,
комичным и т.д.).
3. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых
детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным

эмоциональным и динамическим характероммузыки.
4. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов вмузыке.
5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевымсопровождением.
Танцевальные упражнения
1. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах.
Подпрыгивание на двухногах.
2. Прямой галоп. Маховые движениярук.
3. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек
— движение сплаточком).
4. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка напятку.
5. Движения парами: бег, ходьба, кружение наместе.
6. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением,хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то»
Стукалка. Украинская народнаямелодия
Подружились. Музыка Т.Вилькорейской
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия

Тематическое планирование .
Тема

Количество
часов
2

2.

Упражнения на ориентировку в
пространстве.14 ч.
Инструктаж по ОТ и ТБ. Упражнения на ориентировку
в пространстве. Совершенствование навыков ходьбы и
бега.
Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала.

3.

Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.

2

4.

Построение в колонну по два.

2

5.

Перестроение из колонны парами в колонну по
одному.

2

6.

Построение круга из шеренги и из движения
врассыпную.
Выполнение во время ходьбы и бега несложных
заданий с предметами: обегать их, собирать,
передавать друг другу, перекладывать с места.

2

№

1.

7.

2

2

Ритмико-гимнастические упражнения. 30 ч.
8.

Ритмико-гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения.

2

Разведение рук в стороны, раскачивание их перед
собой, круговые движения, упражнения с лентами.
10. Наклоны и повороты головы вперёд, назад, в стороны,
круговые движения.
11. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени.

2

12. Наклоны и повороты туловища в сочетании с
движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс.
13. Повороты туловища с передачей предмета (флажки,
мячи).
14. Опускание и поднимание предметов перед собой,
сбоку без сгибания колен.
15. Выставление правой и левой ноги поочерёдно вперёд,
назад, в стороны, в исходное положение.

2

9.

2
2

2
2
2

Дата план

Дата факт

Примечание

16. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при
маршировке.
17. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и
сидя. Упражнения на выработку осанки.
18. Упражнения на координацию движений. Движения
правой руки вверх-вниз с одновременным движением
левой руки от себя-к себе перед грудью.
19. Разнообразные перекрёстные движения правой ноги и
левой руки, левой ноги и правой руки (отведение
правой ноги в сторону и возвращение)
20. Упражнения выполняются ритмично, под музыку.
Ускорение и замедление движений в соответствии с
изменением темпа музыкального сопровождения.
21. Выполнение движений в заданном темпе и после
остановки музыки.
22. Упражнения на расслабление мышц. Свободное
падение рук с исходного положения в стороны или
перед собой.

2
2
2

2

2

2
2

Упражнения с детскими музыкальными
инструментами.(6 ч.)
23.
24.
25.

26.

27.

28.
29.
30.
31.

Упражнения для кистей рук с музыкальными
ложками. Базовые упражнения.
Отстукивание ритмических рисунков на бубне.

2

Отстукивание ритмических рисунков
маракасами. Упражнения «Песок», «Карнавал».

2

Игры под музыку (12 ч)
Игры под музыку. Выполнение движений с
разнообразным характером музыки, динамикой
(громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий)
Упражнения на самостоятельное различение
темповых, динамических и мелодических изменений в
музыке и выражение их в движении.
Выразительное исполнение в свободных плясках
знакомых движений.
Выразительная и эмоциональная передача в
движениях игровых образов и содержания песен.
Самостоятельное создание музыкально-двигательного
образа. Музыкальные игры с предметами.
Игры с пением и речевым сопровождением.
Инсценирование доступных песен.

2

2

2

2
2
2
2

Танцевальные упражнения. 6 ч.
32.

33.
34.

Танцевальные упражнения. Повторение элементов
танца. Тихая настороженная ходьба, высокий шаг,
мягкий пружинящий шаг.
Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег.
Поскоки с ноги на ногу, лёгкие поскоки.
Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием.

Итог:

2

2

2

2

68

1. Материально-техническое обеспечение курса Библиотечный фонд
(книгопечатнаяпродукция).
− Захаров В.М. « Танцы народов мира». Москва Просвещение»2010г.
− Костровицкая В.В. «100 уроков классического танца». М « Просвещение» 2010г.
− Справочные пособия, энциклопедия « Музыкальноеискусство»,Книга
« О музыке имузыкантах».
Печатные пособия.
− Никитин В.А « Искусство танца.» М.,2009.
− Портреты композиторов(комплект).
− Технические средстваобучения.
Комплект звуковоспроизводящейаппаратуры
− микрофоны, усилители,динамики
− Компьютер (для педагога)
− Медиапроектор (для демонстрации электронных образовательныхресурсов).
Музыкальные инструменты и игрушки: бубен, мячик, ложки, маракасы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».