Пояснительная записка 1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ); 2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009. г. № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060); 3.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования»; 4.Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15); 5. Программы, выбранной общеобразовательным учреждением Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 7 классов разработана МОУ "Вербенская СШ на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М: Просвещение, 2012) в объеме 68 часов. Цель: Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Задачи: • Содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; • Обучение основам базовых видов двигательных действий; • Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей; • Выработку представлений о физической культуре личности и приемов самоконтроля; Углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; • Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; • Выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; • Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; • Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; • Содействие развитию психических процессов и обучение основам психическойсаморегуляции. • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 7класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Личностные результаты • Воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; • Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества; • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; • Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах. В области познавательной культуры: • Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями; В области нравственной культуры: • Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований. В области трудовой культуры: • Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха; • Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: • Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности; • Формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно. В области коммуникативной культуры: • Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности. В области физической культуры: -в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60м из положения высокого старта; в равномерном темпе бегать до 12 минут; после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 3-5 шагов разбега прыжок в высоту способом « перешагивание»; - в метаниях на дальность и меткость: метать теннисный мяч с места на дальность с 4-5 шагов разбега, в горизонтальную и вертикальную цели; бросок набивного мяча – 2кг; ловля набивного мяча – 2кг; - в гимнастических и акробатических упражнениях: освоение строевых упражнений; выполнять комбинацию мальчики – висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; девочки – смешанные висы; подтягивание из виса лежа; опорный прыжок через гимнастического козла (козел в ширину, высота 80-100 см); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, обруч, большой мяч, гантели); кувырки вперед, назад; стойка на лопатках; лазание по канату, гимнастической лестнице; - в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (п упрощенным правилам); - демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей; - владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений; - владеть способами спортивной деятельности: бег на выносливость, метание, прыжки в длину или в высоту, бег 60м; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта; - владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями. Метапредметные результаты • Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности; • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. В области познавательной культуры: • Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека; • Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека. В области нравственной культуры: • Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья; • Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам; • Ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: • Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий. В области эстетической культуры: Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками. В области коммуникативной культуры: • Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме. В области физической культуры: • Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Предметные результаты В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать: • Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств. В активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; • Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; • Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. В области познавательной культуры: • Знание по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами. В области нравственной культуры: • Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • Способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке. В области эстетической культуры: • Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки. В области коммуникативной культуры: • Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины. В области физической культуры: • Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей. • Содержание тем учебного предмета Легкая атлетика (16 ч) Уроки легкой атлетики направлены на закрепление основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию. Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить гимназистов проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности. Гимнастика с элементами акробатики (16 ч) Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 4 классе, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных и кондиционных способностей. Начиная с 5 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при дозировке гимнастических упражнений. После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках. Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма Катание на коньках (10 ч) В целях контроля за результативностью урока физической культуры, проверки уровня общей физической подготовленности обучающихся два раза в год проводится мониторинг физического развития учеников: бег 30м, прыжок в длину с места, наклон на гибкость, бег 1 км, подтягивание на высокой перекладине (мальчики) и вис (девочки) Настольный теннис (10 ч) По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным развитием ребенка. Спортивные игры благоприятно влияют на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств. На учебных занятиях закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, владения мячом, защитных действий, усложняется набор технико-тактичеких взаимодействий в нападении и защите. Легкая атлетика (16 ч) Продолжается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину, метаниям. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей.основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. Тематическое планирование учебного предмета № п/п 1 Наименование раздела Легкаяатлетика Кол-во часов 16 2 Гимнастика акробатики 4 Катание на коньках 10 5 Настольный теннис 10 6 Легкая атлетика 16 ИТОГО: с элементами 16 68 часов КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № уро ка Тема урока Количе ство часов Лёгкая атлетика Развитие скоростных способностей. Высокий старт. Высокий старт и стартовый разгон. Бег 30 м – тест. 1 Финальное усилие. Передача эстафетной палочки. Развитие скоростной выносливости. Бег – 60 м – учет. Метание мяча в горизонтальную цель. 1 1 7 Метание мяча в вертикальную цель. Челночный бег 3x10м. – тест. Метание мяча на дальность. 8 Метание мяча на дальность – учет. 1 9 Прыжок в длину с разбега.Прыжок в длину с места – тест. 1 10 Прыжок в длину с разбега – учет. 1 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 Дата проведения План Факт Примечание 11 Бег на средние дистанции. 1 12 Бег на средние дистанции.Бег 1500 м – тест 1 13 Преодоление полосы препятствий. 1 14 Преодоление полосы препятствий – учет. 1 15 Переменный бег. 1 16 Бег по пересеченной местности. Кросс – учет. 1 Гимнастика 17 Акробатика. 1 18 Акробатика – учет. 1 19 Акробатика. 1 20 Акробатика – учет. 1 21 Упражнения в равновесии. 1 22 Висы и упоры. 1 23 Висы и упоры. 1 24 Висы и упоры. 1 25 Висы и упоры.упражнения на перекладине. 1 26 Висы и упоры.упражнения на перекладине. Подтягивание из виса – тест. 1 27 Висы и упоры. Преодоление полосы препятствий – учет. 1 28 Опорный прыжок. 1 29 Опорный прыжок. 1 30 Опорный прыжок. Сгибание рук в упоре лежа – тест. 1 31 Опорный прыжок. 1 32 Опорный прыжок – учет. 1 33 Зимний вид спорта Закаливание. Т/Б при катании на коньках, на льду. 1 34 Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже 1 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 -25 градусов. Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже -25 градусов. Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже -25 градусов. Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже -25 градусов. Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже -25 градусов. Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже -25 градусов. Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже -25 градусов. Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже -25 градусов. Закаливание. Катание на коньках при температуре не ниже -25 градусов. Настольный теннис Набивание мяча(ладонной,тыльной, ладонной и тыльной)стороной ракетки. Изучения хватокплоскостей вращения мяча. Обучение техники подачи прямым ударом,совершенствования плоскостей вращения мяча. Обучение подачи (маятник),(веер).Учебная игра с элементами подач. Выполнение упражнений динамического характера в движении на месте. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 48 Прыжковые упражнения и перемещения в стойке теннисиста. 1 49 Удары накат и подрезка. 1 50 Работа плеча предплечья и кисти. 1 51 Тактика игры атакующего. 1 52 Учебная игра.Подведение итогов.Контрольные нормативы. 1 53 1 54 Лёгкая атлетика Т/ Б на уроках лёгкой атлетике, кроссовая подготовка, Прыжок в высоту с разбега. Прыжок в высоту с разбега. 55 Прыжок в высоту с разбега – учет. 1 56 Преодоление полосы препятствий. 1 57 Преодоление полосы препятствий – учет. 1 58 Бег по пересеченной местности. 1 59 1 60 Бег по пересеченной местности. Кросс – учет. Бег на средние дистанции. 61 Бег на средние дистанции. 1 1 1 Бег 1500 м – тест 62 Низкий старт и стартовый разгон. Встречная эстафета. 1 63 1 64 Развитие скоростной выносливости. Бег – 60 м – учет. Метание мяча на дальность. 65 Метание мяча на дальность – учет. 1 66 Прыжок в длину с разбега. 1 67 Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места – тест. Прыжок в длину с разбега – учет. 1 68 1 1