Рабочая программа курса Занимательная математика 3 класс

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального
направления «Занимательная математика» для 3 класса составлена в
соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта НОО, разработана на основе примерной
программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной
деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.
Количество часов: 34 ч (34 учебные недели), в неделю 1 час.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность
рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:


расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;



развитие краткости речи;



умелое использование символики;



правильное применение математической терминологии;



умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных;



умение делать доступные выводы и обобщения;



обосновывать свои мысли.

В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика «Логические закономерности» с целью исследования
логического аспекта математического мышления.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;

 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной
работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры.
 Действовать в соответствии с заданными правилами.
 Включаться в групповую работу.
 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
 Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
 Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
 Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
 Воспроизводить способ решения задачи.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
 Конструировать несложные задачи.
 Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
 Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
 Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
 Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.









Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия,
соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Методы и средства обучения
В работе с детьми будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,

- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,
«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с
зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки»
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в
форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание
наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей,
выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических
фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур
и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их
использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера
используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными
инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 класса
Обучающийся научится:
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания
математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических
фокусов.

Обучающийся получит возможность научиться:
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из
палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

№
1
2
3

Тема
Интеллектуальная
разминка
«Числовой»
конструктор
Геометрия вокруг нас

Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов
карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, ... , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, ... , 90; 3) 100, 200, 300,
400, ... , 900.
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Задачи на переливание.

4
Волшебные переливания

5-6

В царстве смекалки

7

«Шаг в будущее»

8-9

«Спичечный»
конструктор
Числовые головоломки

10
11-12
13

Интеллектуальная
разминка
Математические
фокусы

14

Математические
игры

15

Секреты чисел

16

Математическая
копилка
Математическое
путешествие

17

18
19

Выбери маршрут
Числовые головоломки

20-21

В царстве смекалки

22

Мир занимательных задач

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в группах).
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,
конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др.
из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические
игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками).
Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3,
4, ... , 15.
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в
пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские
журналы), для составления задач.
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй —
прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и
ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 + 150= 670
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом
транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, городагерои и др.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с
избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение
букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

23

Геометрический
калейдоскоп

24

Интеллектуальная
разминка

25
26-27

Разверни листок
От секунды до столетия

28

Числовые головоломки

29

Конкурс смекалки

30

Это было в старину

Математические
фокусы
32-33 Энциклопедия
математических
развлечений
34
Математический
лабиринт
Итого: 34 ч
31

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из
деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном
масштабе.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры
(работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в
жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране,
мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за
день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового
кроссворда (какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и
др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск
«спрятанных» цифр в записи решения.
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников
информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к
международному конкурсу «Кенгуру».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Тема
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры
Секреты чисел
Математическая копилка
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки
В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический калейдоскоп

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
план
05.09.23
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01.24

Примечание
факт

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Интеллектуальная разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические фокусы
Энциклопедия математических развлечений
Энциклопедия математических развлечений
Математический лабиринт
Итого: 34 ч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».