Рабочая программа по внеурочной деятельности Народы России дорога дружбы 3 клас

1

Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации
внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся
значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям
обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций
организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает
возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и
новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый
класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных
отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной
систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным
влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые
2

исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического
развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного
процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации
младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный
опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии
и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает
индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией
«встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и
обладает широким

арсеналом

приемов использования

их адаптационного,

оздоровительно-развивающего и

коррекционного потенциала.
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных
навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями
спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося
автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
3

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их

шире – это неотъемлемая часть любой

национальной культуры. В «Игры народов России» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее
столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление,
восприятие и т.д.

Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию

физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость,
сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут
принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 класс-33 часа, на 2-4 классы-34 часа в год с проведением занятий 1 раз внеделю,
продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную
и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержанияданного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

4

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции,
научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
 укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
 развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
 развитие сообразительности, творческого воображения;
 развитие коммуникативных умений;
 воспитание внимания, культуры поведения;
 создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
 обучить умению работать индивидуально и в группе,
 развить природные задатки и способности детей;
 развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
 развитие

коммуникативной компетентности младших школьников

на

основе

организации

совместной продуктивной деятельности;

Тематическое планирование 3 класса
№

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

11
5

2
3

Эстафеты
Игры народов России
итого

6
17
34

Методические рекомендации
1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять
убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками,
разные условия и разные правила.
2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать
правила.

Эмоциональный

тонус

игры способствует отдыху

участников после

работы

не

только

интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы
и отдыхают утомленные центры.
3. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по
сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры
развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

6

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1.

раздел

-

«Русские

народные

игры»,

изучается

с

1-го

по

4-й

класс.
2.

раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.

3.

раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.

4.

раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать отпростого к сложному, а детям - знакомиться с
играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении,
поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их
потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал.
Знакомясь с историей и играмиразличных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой
кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых,
уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу.
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию
движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
7

«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и
физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание,
умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения.
Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Личностнымирезультатами кружка «Игры народов России»
являютсяследующиеумения:
оцениватьпоступки

людей,

жизненныеситуациисточкизренияобщепринятыхнормиценностей;оцениватьконкретныепоступкикакх
орошиеили плохие;
выражатьсвоиэмоции;
пониматьэмоциидругих людей, сочувствовать,сопереживать;
Метапредметнымирезультатамикружка «Игры народов России»
являетсяформированиеуниверсальныхучебныхдействий(УУД).
8

 РегулятивныеУУД:
 определять иформироватьцель деятельности спомощьюучителя;
 проговариватьпоследовательностьдействийво время занятия;
 учитьсяработатьпоопределенному алгоритму
 ПознавательныеУУД:
 умение делатьвыводыврезультатесовместнойработыклассаиучителя;
 КоммуникативныеУУД:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
 постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
 разрешение

конфликтов

—

выявление,

идентификация

проблемы,

поиск

и

оценка

альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
 управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
 сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:

9

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и
без него.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30- 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах
не менее восьми человек.
Планируемый результат:
-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и
подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения

работоспособности,

организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Календарно - тематическое планирование
кружка «Игры народов России»
3-й класс (34 часа)
№
п/п

1

Тема занятия

Русская народная игра «Краски»

Колво
часов

Дата
план

Примечание
факт

1
10

2
3
4

Русская народная игра «Гори, гори ясно»
Русская народная игра «Ляпка»
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

5
6

Бурятская народная игра «Ищем палочку»
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними
платок»

7

Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой»

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!»
Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!»
Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!»
Марийская народная игра «Катание мяча»
Татарская народная игра «Серый волк»
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка»
Чечено-ингушская игра «Чиж»
Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба»
Мордовские народные игры «Котел», «Круговой»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18

Северо-осетинская игра «Борьба за флажки»

1

19
20

Чувашская игра «Рыбки»
Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и
мороз»
Эстафета «Вызов номеров»
Эстафета по кругу
Эстафета с обручем
Эстафета с мячом
Эстафета «Быстрые и ловкие»
Эстафета «Встречная»

1
1

21
22
23
24
25
26

1
1
1
1
1
1
11

27
28

Русская народная игра «Салки»

29
30
31
32

Русская народная игра «Пятнашки»
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
Русская народная игра «Фанты»
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»
Русская народная игра «Волк»

1
1
1
1
1
1

33
34

Русская народная игра «Птицелов»
Русская народная игра «Горелки»

1
1

Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного
процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и
воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря
должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта
активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить
прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и
12

др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными
углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком
Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К –полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№
п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Основная литература для учителя

1.1

Стандарт начального общего образования по физической культуре

Д

1.2

Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной
школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.)

Д

1.3

Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 –
2 классы. М., БАЛАСС, 2012г.

Ф

1.4

Рабочая программа по физической культуре

Д

2

Дополнительная литература для учителя

2.1

О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе.
Методическое пособие.

Кол-во

Д

13

2.2

Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания
и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г.

Д

2.3

Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника – Ростов-наДону, издательство «Феникс», 2004г.

Д

2.4

Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. –
М., 2002

3

Дополнительная литература для обучающихся

3.1

Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 – 2 Ф
классы. М., БАЛАСС, 2012г.

4

Учебно-практическое оборудование

4.1

Бревно гимнастическое напольное

П

4.2

Козел гимнастический

П

4.3

Канат для лазанья

П

4.4

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

4.5

Стенка гимнастическая

П

4.6

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

П

Д

14

4.7

Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные
баскетбольные щиты)

П

4.8

Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные,
волейбольные, футбольные

К

4.9

Палка гимнастическая

К

4.10 Скакалка детская

К

4.11 Мат гимнастический

П

4.12 Гимнастический подкидной мостик

Д

4.13 Кегли

К

4.14 Обруч детский

П

4.15 Рулетка измерительная

Д

4.16 Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

Д

4.17 Лыжи детские (с креплениями и палками)

П

4.18 Щит баскетбольный тренировочный

Д

15

4.19 Сетка волейбольная

Д

4.20 Аптечка

Д

Список литературы.

1. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная
основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной
школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С.
128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной
школы».
3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.:
Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост.
О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.

16

5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.251 с.
6. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. ,
Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по
методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс,
2012.-80с.
9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс,
2011.-80с.
10. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А.
Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».