Рабочая программа Азбука безопасности 1-2 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам дорожного движения для 1-2 классов. Составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32.
Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего
образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г.
№ 889.
4. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»,
утверждѐнного Министерством образования
и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 5. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Основанием для включения его в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного
движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путѐм предупреждения дорожнотранспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан
по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного
поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем
больше гарантия того, что участие в нѐм будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания
современного человека, помогать сознательно определять своѐ место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения
пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения
правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными
возможностями обучающихся.
Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
• формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно
передвигаться в условиях дорожного движения;
• формирование культуры поведения в общественном транспорте;
• формирование мотивационно-поведенческой культуры ребѐнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Предлагаемая программа построена на нарастании объѐма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов,
дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включѐнные в программу, содержат теоретическую и
практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения
на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры
населѐнного пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по
улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и
дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Учащиеся имеют отдельную рабочую тетерадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и
разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.
К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники
автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является:
- расширение тем по правилам дорожного движения;
- активное использование мультимедийных досок;
- приложения в виде учебно-методического комплекса интерактивных заданий учащимся и видеофильмов.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1год обучения.
Формы и режим занятий.
Форма организации занятий: классно-групповая в классах.
2. Ожидаемый результат реализации программы.
На первом этапе реализации программы ожидаемым результатом должно стать создание устойчивых предпосылок к снижению роста
детского дорожно-транспортного травматизма. В дальнейшем - стабилизация тенденции снижения роста ДДТТ.
Способы отслеживания результативности:
1. Педагогический мониторинг.
2. Мониторинг образовательной деятельности детей.
3. Контрольные задания и тесты.
4. Самооценка воспитанника.
5. Оформление фотоотчётов.

3. Требования к уровню образованности
Начальная школа
Учащиеся должны знать:

1. Требования ПДД для пешеходов.
2. Почему транспортные средства не могут останавливаться мгновенно.
3. Особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и заснеженной дороге.
4. Опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п. Правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при
посадке в транспорт и выходе из него, правила перехода дороги.
5. Требования к движению велосипедистов. Где можно играть и кататься на роликах и скейтбордах.
Учащиеся должны уметь:

Определять места перехода через проезжую часть.
Останавливаться, слушать и смотреть, чтобы убедиться в безопасности перехода через дорогу.
Оценивать направление движения транспортного средства, его скорость и расстояние до него.
Переходить проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
Обращаться за помощью к взрослым при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т.п.
Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
Определять безопасный путь в школу, кружок, магазин и т.п. и пользоваться им.
Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, роликах и т.п.
1. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само
правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего
контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с
помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определѐнного навыка.

Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и
методы контроля
текущая аттестация

устный опрос письменная
самостоятельная работа тестовые задания
графическая работа
доклад
творческая работа

Иные формы учета достижений
итоговая
(четверть, год)
аттестация

урочная
деятельность

внеурочная
деятельность

-диагностическая
-анализ динамики участие в выставках,
конкурсах,
контрольная работатекущей
соревнованиях успеваемости
активность в
проектах и
программах
внеурочной
деятельности
творческий отчет
портфолио
анализ психолого-педагогических
исследований

Тематический контроль по ПДД в основной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок
выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). За такую работу выставляется отметка по
следующим критериям:
"5" - работа выполнена без ошибок, приведены примеры с оценкой поведения участников дорожного движения;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; примеры без оценки поведения участников дорожного движения;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; примеры неудачны, отсутствует или неверна оценка поведения
участников дорожного движения;
"2" - 6 и более ошибок; примеры неверны, отсутствует оценка поведения участников дорожного движения. Оценка творческих
проектов должна осуществляться по следующим критериям:

-

-

пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов,
оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления
изделия);
изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении
итоговой отметки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-2 классы
№
1

Тема

Всего часов
1

2

Вводное занятие.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Пешеходный переход.
Пешеходный переход.
Пешеходный переход.
Пешеходный переход.
Пешеходный переход.
Знаки пешеходных переходов.
Знаки пешеходных переходов.
Знаки пешеходных переходов.
Знаки пешеходных переходов.
Знаки пешеходных переходов.
Виды перекрёстков.
Виды перекрёстков.
Виды перекрёстков.
Виды перекрёстков.
Светофор и его сигналы.
Светофор и его сигналы.
Светофор и его сигналы.
Светофор и его сигналы.
Светофор и его сигналы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Дата
План

Факт

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Участники дорожного движения.
Участники дорожного движения.
Участники дорожного движения.
Кажется, безопасно-нет опасно!
Кажется, безопасно-нет опасно!
Кажется, безопасно-нет опасно!
Кажется, безопасно-нет опасно!
Кажется, безопасно-нет опасно!
Итоговое занятие.
ИТОГО:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Содержание.
1. Вводное занятие.
Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План
работы на год. Форма одежды и внешний вид.
2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару. Дорога с двусторонним и с
односторонним движением, правила перехода. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на
них.
3. Пешеходные переходы.
Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка).
4. Знаки пешеходных переходов.

Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный
переход».
5. Виды перекрестков.
Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы,
подаваемые водителями. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
6. Светофор и его сигналы.
Сигналы светофора. Порядок работы трех секционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и
его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.
7. Участники дорожного движения.
Кто является участником дорожного движения. Особенности совместного передвижения.
«Места остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».
8. Кажется, безопасно-нет опасно!
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде
детям до 14 лет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».