Рабочая программа Азбука безопасности 5-6 кл

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам дорожного движения для 5-6 классов. Составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32.
Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего
образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г.
№ 889.
4. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»,
утверждѐнного Министерством образования
и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 5. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Основанием для включения его в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного
движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путѐм предупреждения дорожнотранспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан
по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного
поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем
больше гарантия того, что участие в нѐм будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания
современного человека, помогать сознательно определять своѐ место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения
пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения
правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными
возможностями обучающихся.
Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
• формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно
передвигаться в условиях дорожного движения;
• формирование культуры поведения в общественном транспорте;
• формирование мотивационно-поведенческой культуры ребѐнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Предлагаемая программа построена на нарастании объѐма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов,
дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включѐнные в программу, содержат теоретическую и
практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения
на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры
населѐнного пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по
улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и
дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Учащиеся имеют отдельную рабочую тетерадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и
разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.
К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники
автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является:
- расширение тем по правилам дорожного движения;
- активное использование мультимедийных досок;
- приложения в виде учебно-методического комплекса интерактивных заданий учащимся и видеофильмов.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1год обучения.
Формы и режим занятий.
Форма организации занятий: классно-групповая в классах.
2. Ожидаемый результат реализации программы.
На первом этапе реализации программы ожидаемым результатом должно стать создание устойчивых предпосылок к снижению роста
детского дорожно-транспортного травматизма. В дальнейшем - стабилизация тенденции снижения роста ДДТТ.
Способы отслеживания результативности:
1. Педагогический мониторинг.
2. Мониторинг образовательной деятельности детей.
3. Контрольные задания и тесты.
4. Самооценка воспитанника.
5. Оформление фотоотчётов.

3. Требования к уровню образованности
Основная школа
Учащиеся должны знать:

1. Причины дорожного травматизма.
2. Назначение средств регулирования дорожным движением (светофор, регулировщик, дорожные знаки и разметка) и распознавать их
конкретное значение.
3. Правила пересечения проезжей части дороги на регулируемых и нерегулируемых перекрестках и переходах и вне их, правила пересечения
железнодорожных путей пешеходами и велосипедистами.
4. Правила движения для велосипедистов и технические требования к велосипеду.
5. Понятие «остановочный путь», его составляющие и причины, влияющие на его длину.
6. Приемы оказания доврачебной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия.
Учащиеся должны уметь:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Оценивать скорость транспортных средств и расстояние до них.
Оценивать дорожную ситуацию на всех видах перекрестков и переходов, при пересечении железнодорожных путей.
Пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.
Управлять велосипедом в соответствии с требованиями ПДД.
Оказывать доврачебную помощь в зависимости от вида травм.
Применять практические умения, полученные в начальной школе.

1. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само
правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего
контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с
помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определѐнного навыка.

Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и
методы контроля
текущая аттестация

устный опрос письменная
самостоятельная работа тестовые задания
графическая работа
доклад
творческая работа

Иные формы учета достижений
итоговая
(четверть, год)
аттестация

урочная
деятельность

внеурочная
деятельность

-диагностическая
-анализ динамики участие в выставках,
конкурсах,
контрольная работатекущей
соревнованиях успеваемости
активность в
проектах и
программах
внеурочной
деятельности
творческий отчет
портфолио
анализ психолого-педагогических
исследований

Тематический контроль по ПДД в основной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок
выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). За такую работу выставляется отметка по
следующим критериям:
"5" - работа выполнена без ошибок, приведены примеры с оценкой поведения участников дорожного движения;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; примеры без оценки поведения участников дорожного движения;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; примеры неудачны, отсутствует или неверна оценка поведения
участников дорожного движения;
"2" - 6 и более ошибок; примеры неверны, отсутствует оценка поведения участников дорожного движения. Оценка творческих
проектов должна осуществляться по следующим критериям:

-

-

пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов,
оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления
изделия);
изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении
итоговой отметки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5-6 классы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Темы
Вводное занятие.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Пешеходные переходы.
Пешеходные переходы.
Пешеходные переходы.
Пешеходные переходы.
Пешеходные переходы.
Нерегулируемые перекрестки.
Нерегулируемые перекрестки.
Нерегулируемые перекрестки.
Нерегулируемые перекрестки.
Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигнлы.
Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигнлы.
Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигнлы.
Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигнлы.
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.
Кажется, безопасно-нет опасно!
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Дорожные знаки и дорожная разметка.

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
план
факт

28
29
30
31
32
33
34

Дорожные знаки и дорожная разметка.
Кажется, безопасно-нет опасно!
Кажется, безопасно-нет опасно!
Кажется, безопасно-нет опасно!
Кажется, безопасно-нет опасно!
Кажется, безопасно-нет опасно!
Итоговое занятие.
ИТОГО:

1
1
1
1
1
1
1
34
Содержание.

1. Вводное занятие.
Ознакомление с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План
работы на год. Форма одежды и внешний вид.
2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как
правильно ходить по дороге с друзьями, с пожилыми людьми.
3. Пешеходные переходы.
Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне
видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.
4. Нерегулируемые перекрестки.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом
перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
5. Регулируемые
перекрестки.
Светофор.
Регулировщик
и
его
сигналы.
Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников движения. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом
перекрестке. Сигналы регулировщика и действия участников движения.
6. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае. Правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем (для двух типов трамвайных
остановок). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
7. Дорожные знаки и дорожная разметка.
Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1, 2 классах. Дорожная разметка, ее назначение и
виды.

8. Кажется, безопасно-нет опасно! Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи
железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».