Пояснительная записка Данная программа внеурочной деятельности по волонтёрскому движению «Надежда» рассчитана на учащихся 8 класса. В основе программы курса внеурочной деятельности лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Актуальность курса внеурочной деятельности по волонтёрскому движению «Надежда» состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Цели курса внеурочной деятельности: 1. Инициировать и развить подростковое добровольческое движение. 2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Для реализации поставленной цели курс решает следующие задачи: 1. Познакомить с деятельностью волонтёрских организации в мире и России. 2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков. 3. Овладеть основными практическими умениями в области социальных отношений. 4. Сформировать позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями. 5. Формировать навыки реализации собственных идей и проектов в социальной сфере. Программа внеурочной деятельности «Школа волонтёра» разработана на 1 час в неделю, всего 34 часа. Содержание курса Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Раздел 2. Познаю себя и других. Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио. Раздел 4. Адреса милосердия. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные: · формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; · формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; · развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; · формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные : -расширение круга приёмов составления разных типов плана; - расширение круга структурирования материала; - умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); - умение организовывать волонтёрскую деятельность; - способность оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Воспитательные: Результаты первого уровня: - получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезной деятельности; - приобретение начального опыта участия в различных видах общественно- полезной деятельности. Формы достижения результатов первого уровня: участие в социальных акциях, мероприятиях по формированию ЗОЖ Формы контроля результатов первого уровня: анкетирование Результаты второго уровня: - получение опыта позитивного отношения к общественно- полезной деятельности. Формы достижения результатов второго уровня КТД (коллективнотворческое дело), трудовые десанты, социально-значимые акции. Формы контроля результатов второго уровня: волонтерский слет Результаты третьего уровня: - потребность участия в общественно-полезной деятельности в окружающем школу социуме. Формы достижения результатов второго уровня: социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы); спортивные и оздоровительные акции в социуме. Формы контроля результатов третьего уровня: самостоятельно подготовленные волонтёрские акции, разработка КТ. Формы проведения занятий - круглый стол, практикум; - тренинги, решение ситуационных заданий; - проектирование действий по благоустройству, КТД, трудовой десант. Основные методы и технологии Основным видом деятельности является социальная работа волонтеров. Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: № п/п Наименование 1. МФУ Work Centre 3210 1. Ноутбук ICL 1. Проектор Epson 1. Акустическая система 1. Сеть Интернет Календарно- тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов Дата план 1. Вводный урок. Волонтерское движение. «Спешите делать добрые дела!» 1 2. Живите радостно! Что приятнее: получать или дарить радость? 1 3. Подготовка праздничного поздравления ко Дню пожилого 1 человека 4. Подготовка праздничного поздравления ко Дню пожилого 1 человека 5. Поздравление пожилых людей с Днём пожилого человека 1 6. Игра «За что мы в ответе перед нашей планетой?» 1 7. Игра ««Наше внимание на дороге прежде всего». 1 8. Толерантность – качество волонтёра 1 9. Синичкин день. 1 10. Изготовление подарков ко Дню Матери 1 факт 11. Изготовление подарков ко Дню Матери 1 12. Акция ««Мы за безопасный путь» 1 13. 5 декабря – Всемирный день волонтёров. 1 14. Акция «Покормите птиц зимой» 1 15. Акция «Вахта памяти». 1 16. Акция «Стиль жизни - здоровье» (изготовление листовок, стенгазет).Выступление агитбригады «Быть здоровым - это классно!» 1 17. Помощь пожилым людям в расчистке двора от снега 1 18. Помощь пожилым людям в расчистке двора от снега 1 19. Помощь пожилым людям в расчистке двора от снега 1 20. Акция ко Дню Борьбы с ненормативной лексикой «Доброе слово». 1 21. «Неделя добрых дел» - проведение акции «Бумажный Бум» 1 22. Тренинг «Добру пусть откроется сердце» 1 23. Изготовление сувениров для педагогов к Международному женскому дню 1 24. Акция «Засветись в темноте» 1 25. Ремонт книг школьной библиотеки 1 26. День милосердия. «Будьте милосердным». 1 27. Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы. 1 28. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» 1 29. Акция «Мой двор, моя улица». Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты 1 30. Участие к акции «Поможем пожилым» 1 31. Акция «Мой двор, моя улица» 1 32. Акция «Озеленение территории» - Посадка дерева на территории школы 1 33. Вахта памяти «Посадка цветов у обелиска» 1 34. Подведение итогов волонтёрского отряда «Надежда» 1 Итого 34