рабочая программа Почемучки 0 кл

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1.

Пояснительная записка (общая характеристика программы):

Направленность программы: Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа «Школа почемучек»
социально-педагогическую направленность,

для реализации на базе МОУ "Вербенская СШ"

имеет

Николаевского

муниципального района Волгоградской области.
Эта программа ориентирована на адаптацию к новым социальным условиям ребенка, на раннее выявление и развитие
способностей ребенка, формирование творческой личности и адаптации к новым социальным условиям.
Актуальность программы состоит в том, что она развивает творческие способности, познавательный интерес у детей,
которые не посещают детский сад. При помощи данной программы дети адаптируются к социальным условиям.
Новизна программы – является то, что на каждом занятии обучающиеся знакомятся с новой темой, выполняют разные
развивающего характера задания.
Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов
деятельности: беседа, игра, практические задания наблюдение и так далее.
Адресат программы: дополнительная образовательная программа «Почемучки» разработана для обучающихся 5-7 лет. В
объединение принимаются дети без предварительного просмотра, тестирования и собеседования в возрасте от 5 до 7 лет.
Объем программы: общее количество часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы – 34 (1год обучения).
Формы обучения и виды занятий: фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое
расписание, единое содержание.
При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность
художественного характера.

Методы: теория +практика.
Обычно занятия начинаются с теоретической части – рассказ и показ педагога. Далее – практическая часть - выполнение
заданий детьми.
На занятиях важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.
Для наилучшей активизации деятельности детей рекомендуется сочетать различные формы и методы обучения.
Наиболее приемлемые формы и методы:
 практическая работа,
 творческая работа,
 создание самостоятельных творческих работ и работ по шаблону на основе теоретических знаний.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Режим занятий: занятия в объединении проводятся 1 раз в неделю по 2 занятия, учебный час равен 30 минутам.
1.2.

Цели и задачи программы.

Цель программы: создание эффективной системы выявления и развития заложенных в ребенке способностей, раскрытие
творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации в различных видах деятельности; всестороннее развитие
личности в соответствии с возрастными возможностями детей и подготовка ребенка к следующей ступени образовательного
процесса и жизнедеятельности в условиях современного общества.
Задачи программы:
- формирование общей культуры ребенка,
- расширение знаний о мире и о себе,
- формирование социального опыта,
- развитие коммуникативных навыков ребенка,
- развитие связной речи,
- формирование элементарных математических способностей.

1.3.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Содержание программы.

Учебный план
Наименование разделов

Вводное занятие
Окружающий мир
Развитие речи
Математика
Логическое мышление
Итоговая аттестация
ИТОГО:

Всего
часов

1
8
8
8
8
1
34

Количество часов
учебных занятий
теория пракконттика
роль
1
1
8
8
1
8
8
1
8
8
1
8
8
1
1
33
33
5

Содержание учебно-тематического плана:
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с программой. Цель и задачи. План работы на год. Техника безопасности. Пожарная безопасность.
Правила внутреннего распорядка ЦТ.
Тема 2. Окружающий мир.
Теория. Знакомство с предметами, материалами. Знакомство с явлениями общественной жизни, праздниками, обычаями.
Экологическое воспитание, знакомство с животным и растительным миром, приметами сезонных явлений.
Практика. Определение материалов, из которых изготовлены предметы. Умение рассказывать о праздниках, явлениях
общественной жизни. Определение растений, животных, правильно называть времена года, их приметы.
Тема 3. Развитие речи.

Теория. Знакомство с понятиями: диалог, повествование, описание, рассуждение. Формирование грамматического строя
речи. Воспитание звуковой культуры речи. Развитие образной речи. Чтение литературных произведений. Пересказ
произведений. Чтение стихов. Заучивание стихов. Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Практика. Диалоговая речь. Составление описательного рассказа. Правильное построение предложение, распространенные
предложения. Определение звука в слове. Анализ литературных произведений, их пересказ. Заучивание стихов. Выполнение
творческих заданий по произведениям. Заучивание потешек, песенок из произведений малых фольклорных жанров.
Тема 4. Математика.
Теория. Знакомство с составом числа. Геометрические фигуры. Счет в пределах 10. Измерение длины, сравнение.
Практика. Состав числа. Счет в пределах 10. Измерение длины, сравнение.
Тема 5. Логическое мышление.
Теория. Задания, в которых необходимо выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов.
Определение лишнего предмета из 4-5 предложенных предметов. Умение составлять рассказ по предложенным картинкам,
умение заканчивать рассказ (придумать конец).
Практика. Складывание пазлов. Решение логических задачек. Решение ребусов, прохождение лабиринтов.
1.4.

Планируемые результаты.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является психологическая готовность к школе,
наличие коммуникативных навыков, развитие связной речи, математических представлений, творческих способностей детей.
К концу обучения:
 ребенок будет иметь элементарные математические представления (счет в пределах 10, геометрические фигуры и формы,
дни недели, время суток, понятия: больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже, один-много-одинаково и т.д.);
 у ребенка будут развиты творческие способности (рисование, аппликация, ручной труд);
 ребенок будет уметь выполнять игровые действия, как в организованных, так и в самостоятельных формах двигательной
активности;
 ребенок будет иметь представление об окружающем его мире (животные, растения, природные явления, предметы,
явления общественной жизни);

ребенок будет уметь обмениваться со сверстниками знаниями и умениями в процессе игр, общаться с ними и
устанавливать на этой основе дружеское взаимопонимание, проявлять речевую активность;
 ребенок получит навыки составления описательных рассказов, пересказа произведений художественной литературы.
Для проведения педагогического мониторинга можно использовать: контрольные задания, беседы, диагностику личностного
роста и продвижения.


2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1.
1 группа
№

1.
2.

3.

4.

5.

Календарный учебный график.

Тема

Вводное занятие:
- организация рабочего места;
техника безопасности;
- пожарная безопасность;
- игры на знакомство.
Математика: Геометрические
фигуры.
Развитие речи: Пересказ русской
народной сказки «Теремок».
Окруж. мир: Земля – наш общий
дом.
Логич. мышление: Найди лишний
предмет.
Математика: Величина.
Развитие речи: Рассказывание по
картинке «В школу».

Общее
кол-во
часов

Теория

Практика

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Дата
план
факт

6.
7.

8.

9.

10.

11.

12

13

14

15

Окруж. мир: История бумаги.
Логич. мышление: Чья здесь тень?
Математика: Ориентировка в
пространстве.
Развитие речи: Пересказ рассказа
К.Ушинского «Четыре желания».
Окруж. мир: Профессии.
Логич. мышление: Зашифрованное
послание.
Математика: Знакомство с
тетрадью.
Развитие речи: Рассказывание по
картинке.
Окруж. мир: Воздушный океан.
Логич. мышление: Головоломка
Красноухова.
Математика: Знаки равенство,
неравенство.
Развитие речи: Пересказ рассказа
В.Бианки «Купание медвежат»
Окруж. мир: Солнце.
Логич. мышление: Логические
раскраски.
Математика: Многоугольник.
Развитие речи: Рассказывание по
сюжетным картинкам.
Окруж. мир: Перелетные птицы.
Логич. мышление: Игра
«Пентамино».
Математика: Быстро, медленно.
Развитие речи: Рассказывание на
тему: « Правила поведения на

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16
17

18

19

20

21

22

23

24

природе».
Окруж. мир: Наша Родина – Россия.
Логич. мышление: Пазлы.
Математика: Измерение.
Развитие речи: Закрепление
произношения звуков по картинкам.
Окруж. мир: Характерные
особенности сезонов.
Логич. мышление: Задания на
память.
Математика: Деньги.
Развитие речи: Придумывание
сказки на тему: «Как ежик зайца
выручил».
Окруж. мир: Подарки природы.
Логич. мышление: Задания на
мышление.
Математика: Далеко, близко.
Развитие речи: Придумывание
сказки на тему: «День рождения
зайца».
Окруж. мир: Символика России.
Логич. мышление: Игра
«Ассоциации».
Математика: Знак «плюс».
Развитие речи: Сравнение
предметов по существенным
признакам, работа со словом.
Окруж. мир: Символика своего
края.
Логич. мышление: Задания на

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

25

26

27

28

29

30

31

32
33

внимание.
Математика: Знак «минус».
Развитие речи: Пересказ рассказа
У.Пермяка «Первая рыбка».
Окруж. мир: Волшебное
электричество.
Логич. мышление: Собери
картинку.
Математика: Состав числа десять.
Развитие речи: Рассказывание по
картинке «Вот пришла весна»
Окруж. мир: Приметы весны
Логич. мышление: Логические
раскраски.
Математика: Второй десяток.
Развитие речи: Составление
связного рассказа «Если бы я был
художником»
Окруж. мир: Две вазы.
Логич. мышление: Раскрась по
цифрам.
Аттестация. Контрольный урок по
темам: Математика, Развитие речи.
Математика: Счет до 20.
Развитие речи: Придумывание
продолжения рассказа Л.Пеньевой
«Как Миша варежку потерял».
Окруж. мир: Дикие животные .
Логич. мышление: Лабиринты.
Математика: Часы.
Развитие речи: Рассказывание по
картинке « Скоро в школу».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ИТОГО

2.2.

34

33

33

Условия реализации программы.

Оборудование, необходимое для работы:
1. Дидактический материал (карточки, картинки, счетные палочки…).
2. Наглядные пособия (образцы, плакаты).
3. Инструменты (ножницы, клей, карандаши).
4. Материалы (бумага, картон, пластилин).
2.3.

Формы аттестации.

Текущая аттестация:
Форма текущей аттестации - диагностика достижений в конце каждого раздела рабочей программы в форме опроса и
(или) практического выполнения заданий педагога.
Годовая/итоговая аттестация:
Форма годовой/итоговой аттестации - диагностика достижений в конце года рабочей программы в форме опроса и
(или) практического выполнения заданий педагога.
2.4.

Оценочные материалы: тесты, наблюдение.

Набор методик для определения готовности детей 6–7 лет к школе

1.Пиктограмма

Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой
карандаш.
Инструкция. "Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов
много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из
них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся
расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно,
важно только, чтобы они правильно передавали смысл "слова".
Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба,
развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.
Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый
внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен
пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания
рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те
слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок
подсчитывают и записывают. Если вместо слова "разлука" ребенок говорит "расставание" или вместо "вкусный ужин" "сладкий ужин", это ошибкой не считается.
Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер
рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.
Уровни выполнения:
Ниже среднего уровня - рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово "холодно" ребенок рисует
дерево и объясняет, что ему тоже холодно).

Средний уровень - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов
(например, развитие).
Высокий уровень - рисунки отражают суть данного предмета. Например, для "вкусного ужина" может быть нарисован или
торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.
Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова
рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической
памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

2.Самое непохожее

Л.А. Вагнер (Позволяет изучить мышление и восприятие детей).
Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:
2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),
2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).
Инструкция. Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: "Найди среди остальных
фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна." указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркойобразцом и спрашивают: "Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?" Каждый ребенок выполняет задание с 2-3
фигурками.
Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному
параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: "Чем эти фигурки отличаются друг от друга?". Так же
можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.

Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на весе эти
параметры при выборе фигурки.
Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе
"самой непохожей" фигурки и которые он назвал.
Ниже среднего - преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
Средний уровень - преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
Высокий уровень - преобладание выбора по трем признакам и называние одного - двух.

3.Последовательные картинки
Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в
которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар,
Пикник.
Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.
Инструкция. "Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так,
чтобы получился связный рассказ".
Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: "Кто изображен? Что они
делают?" и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: "Разложи
картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается". В процессе работы взрослый
не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать
историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе
допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные
потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если
ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.
Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может
положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя
это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей

старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он,
что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование
заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.
Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения
картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.
Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может
положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя
это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей
старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он,
что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование
заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.
Уровни выполнения:
Ниже среднего уровня - картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.
Средний уровень - картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.
Высокий уровень - дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.

4.Графический диктант.
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно
воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на
нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования,
в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает
предварительные объяснения.
После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: "Сейчас мы с вами будем
рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно
слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те
линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо
начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую
руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на
доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну
клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь
вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево - к окну
(на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?".
После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:
"Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка
вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна
клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На
самостоятельное продолжение узора дается полторы - две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен
идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно)
ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании
последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои
листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких
конкретных указаний не дает.
По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: "Теперь поставьте карандаш
на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка
направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка
направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".
Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: "Все, этот узор
дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку.
Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки
вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз.
Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор".
Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: "Поставьте карандаш на самую последнюю точку.
Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки
вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз.
Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент
собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Обработка результатов.
Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь
выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:

 Точное воспроизведение узора - 4 балла неровность линий, "дрожащая" линия, "грязь" и т.п. не учитывается и не
снижается оценка).
 Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.
 Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.
 Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.
 Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.
За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за
самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем
суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с
максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая
суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу
получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

5.Тесты школьной мотивации
 Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".
Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.
1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
9. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу
разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
12. В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?
Анализ результатов
Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.
При сформированной "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы будут такими.
№ 1 - Хочу идти в школу.
№ 2 - Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).
№ 3 - Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)
№ 4 - Люблю, когда мне читают книги.
№ 5 - Сам прошу чтобы мне прочитали.
№ 10 - Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№ 11 - Хочу быть учеником.

№ 12 - Пусть будет длиннее урок.

 Тест Лесенка
Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних
ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше ("хорошие", "очень хорошие",
"самые хорошие") А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На
средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?
Затем задайте ребенку вопрос: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким
хотел бы быть". После этого спросите: "На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)".

Анализ результатов.
В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой
выбор, задает вопросы и т.д.
Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает
его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: "Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама
сказала", то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.
О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую
высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими от

него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: "Я,
конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный".
Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные
ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.
Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: "Мама так
сказала", то это свидетельствует о заниженной самооценке.
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его
выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять
задание, на все вопросы отвечает "Не знаю".
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить
себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить
свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более
реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и
непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного
эмоционального развития личности.

2.5.

Методические материалы.

Одной из важнейших задач педагога дополнительного образования является развитие у учащихся творческой
инициативы и самостоятельности. В связи с этим повышается роль творчества в формировании личности, способной к
высокопроизводительному труду, насыщенной деятельности.

Усилиями многих педагогов накоплен большой опыт работы с учащимися, сложились конкретные организационные
формы воспитательного процесса, разработаны методы занятий с учащимися.
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение целей
обучения. С помощью методов реализуется образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
В определении метода следует обратить внимание на 3 момента:

Деятельность педагога – он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет.

Действие обучающегося – он слушает, запоминает, повторяет, выполняет.

Взаимодействие педагога и обучающегося – умение правильно строить свои отношения с обучающимися и
сделать их творцами воспитательного процесса.
Последовательность освоения разных техник позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению своих
идей.

5. Список литературы
1.
2.
3.
4.

Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы», М.:2005г.
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», Москва, 2010г.
Новикова В.П. «Математика в детском саду, 6-7 л.
С.А.Миронова- Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.
М.: Просвещение, 1999г
5.Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6-7 лет», М.:2014г.

6.Сайт www.maam.ru
7.Сайт www.razvitierebenka.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».