Рабочая программа по дополнительному образованию КРАЕВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс

основных

характеристик

общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4.Планируемые результаты
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
2.2.Условия реализации программы
2.3.Формы аттестации (контроля)
2.4.Оценочные материалы.
2.5.Методические материалы
3.Список литературы

2

дополнительной

1.
Комплекс
основных
характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы

дополнительной

1.1.Пояснительная записка
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа «Краеведение» имеет
туристско - краеведческую направленность и предназначена для реализации на базе МОУ
"Вербенская СШ" Николаевского муниципального района Волгоградской области.
В основе программы «Краеведение» лежат концептуальные и нормативнометодические основы изучения краеведения в образовательных организациях Волгоградской
области (разработана с учетом Программы туристско-краеведческого движения
обучающихся Волгоградской области «Отечество», а так же на основе базовой программы
«Историки-краеведы» И.А. Верба, М., «Просвещение», 1982г., принята педагогическим
советом, протокол №1 от 25 августа 2021 г./ переработана в соответствии с «Моделью
программы дополнительного образования детей», составленной доктором педагогических
наук, профессором Н.М. Борытко и кандидатом педагогических наук, профессором А.Н.
Кузибецким.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны –
одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный
гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе,
защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины,
а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих
всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные,
экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны
видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность,
обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это
исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до
наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей,
можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества,
готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и
приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с
непосредственным окружением учащихся, жизнью х. Красный Мелиоратор и Волгоградской
области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу
комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так
далее.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по
исследованию родного края.
2. Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы
гражданственности, любви и уважению к родному краю.
3. Учащиеся учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать
маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная,
направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» позиции.
Данная программа предназначена к реализации для учащихся в возрасте 13-14 лет и
опирается на местный краеведческий и исторический материал.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие
личности - процесс длительный. Значимость использования краеведческого материала
обусловлена еще и тем, что знания школьника в процессе обучения формируются не только
путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений, но и путем
непосредственного восприятия памятников истории и культуры родного края, с помощью
экскурсии, через реальные предметы, найденные на чердаке.
3

Продолжительность
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Краеведение» составляет один год. Основной учебнотематический план составлен на 34 академических часа в год. Учащиеся по данной
программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) до 1 час
в неделю: 1 раз по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут. Экскурсии, как правило,
проводятся в выходные дни в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для
эффективности выполнения данной программы группа состоит из 15 человек, состав групп постоянный.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы
«Краеведение»: чтение и анализ краеведческих материалов, изучение экспонатов школьного
музея, проведение бесед, экскурсий, выполнение творческих проектов и детских научноисследовательских работ, практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая
предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 частично-поисковый;
 проектный;
 исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с
литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения
учащимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и
творческой инициативы учащихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской
деятельности учащихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с
различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования,
искать пути реализации этих проблем.

1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности школьника
на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
 формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое
прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
 формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и
навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью
удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,
 формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из
различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,
 формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:
 развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
 формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной
культуры;
 развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни
4

родного края;
 развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
 развитие образного и логического мышления.
воспитательные:
 осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
 формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и
культуре, истории и современной жизни;
 воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам,
объектам природы.

1.3.Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
занятий
1
1

Название раздела, темы
1. Введение в программу
Входная диагностика.
Вводный инструктаж
2. Мой край родной. х.
Красный Мелиоратор
сегодня.
х. Красный Мелиоратор
сегодня.
Улицы нашего поселения.

Количество учебных часов
всего
теория
практика
1
1
-

Формы контроля

анкетирование
тестирование

1

1

-

15

7

8

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

12-13

Достопримечательности и
памятные места нашего
хутора.
Известные люди нашего
хутора.
Природные ресурсы
нашего края.
Растения нашего края.

2

1

1

14-15

Животные нашего края.

2

1

1

16

Контрольное занятие.
Испытай себя.
3. Я поведу тебя в музей

1

-

1

11

5

6

2

1

1

наблюдение

2

1

1

2

1

1

опрос
наблюдение
опрос
наблюдение

2-17

2-3
4-5
6-7

8-9
10-11

17-29
17-18

19-20
21-22

Что такое музей? Понятия:
экспозиция, экспонат,
выставка. Кто работает в
музее?
История музейного дела в
России.
Какие бывают музеи?
Основные типы и виды
музеев.

5

опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
тестирование
кроссворд

23-24

25-26
27
28-32
28
29
30
31
32
33-34

33
34

Итого

Музеи в нашем райцентре.
Знакомство с музеями г.
Николаевска.
Знакомство со школьным
музеем.
Контрольное занятие.
Испытай себя.
4. Я и моя семья

2

1

1

опрос
наблюдение

2

1

1

1

-

1

опрос
наблюдение
тестирование
кроссворд

5

2

3

Историческое
прошлое
семьи.
Семейные обязанности и
традиции.
Герб моей семьи.

1

1

-

1

1

-

опрос
наблюдение
наблюдение

1

-

1

наблюдение

Семейный
альбом.
Семейные реликвии.
Мини - проект «Мое
родословное древо»
5. Итоговые занятия «Я
в этом хуторе живу, я
этот хутор знаю».
Экскурсия по родному
хутору.
Итоговое занятие.

1

-

1

наблюдение

1

-

1

наблюдение

2

1

1

1

-

1

итоговое занятие

1

1

-

итоговое занятие

34

16

18

Раздел 1. Введение в программу – 1 час
Тема 1. Входная диагностика. Вводный инструктаж.
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника
безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Знакомство с
детьми, их интересами.
Раздел 2. Мой край родной. х. Красный Мелиоратор сегодня.
Теория: х. Красный Мелиоратор Дата основания хутора не установлена. Основана
немецкими поселениями. В 1928 году хутор включён в состав Николаевского района НижнеВолжского края. История появления достопримечательностей.
Практика: Хутор, в котором я живу. Составление сообщений по теме.
Экскурсия обзорная по родному хутору.
Тема 4. Улицы нашего поселения.
Теория: Что такое улица? В судьбе страны – судьба родного села. ( названия улиц,
отражающие исторические события). Среди милых сердцу названий (названия улиц,
отражающие природные особенности). Они всегда рядом с нами (названия улиц в честь
героев).
Практика: Сбор материала о названиях улиц. Составление картосхемы района города с
указанием улиц.
Экскурсия виртуальная в г. Волгоград. «Путешествие по улице».
Тема 6. Достопримечательности и памятные места нашего хутора.
Теория: Памятники истории, культуры и архитектуры. Их значение научное,
художественное, историческое. История их создания, авторы. Понятия «архитектура»,
«памятник», «скульптура». Скульптурные памятники, находящиеся на территории
поселения. Основные элементы скульптурных памятников: пьедестал, постамент, бюст,
барельеф и др.
Практика: знакомство со скульптурными памятниками. Рассказ о человеке, которому
возведен скульптурный памятник.
6

Экскурсия к скульптурному памятнику Твердохлебову.
Тема 30. Известные люди нашего хутора.
Теория: Почетные граждане нашего хутора. Трудовые династии. Творчество выдающихся
людей нашего хутора – писателей, поэтов, художников.
Практика: сбор и оформление информации «Люди, прославившие Красный Мелиоратор».
Тема 31. Природные ресурсы нашего края.
Теория: Знакомство с водными объектами, расположенными на территории хутора: река
Волга, Еруслан, Торгун. Растительный и животный мир водоемов. Значение и охрана
водоемов.
Практика: Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Составление рассказа о
водоеме. Составление правил поведения на водоемах.
Экскурсия на водоем (реку или пруд в зависимости от погодных условий).
Тема 32. Растения нашего края.
Теория: Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) х. Красный
Мелиоратор и Волгоградской области, особенностями их произрастания, практической
значимостью.
Практика: Работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
работа с картой Волгоградской области и выяснение места произрастания данного растения,
отличительные особенности данного растения, полезные свойства растения; выполнение
практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов и
т.д.);
Тема 33. Животные нашего края.
Теория: Знакомство с животными нашего поселения и Волгогродской области (в том числе
и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.
Практика: Работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет; работа с картой
Волгоградской с области и выяснение места обитания данного животного; отличительные
особенности данного животного; практическая значимость животного; выполнение
практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и
т.д.).
Тема 34. Контрольное занятие. Испытай себя.
Теория: Выполнение тестовых заданий.
Практика: Викторина «История х. Красный Мелиоратор». Конкурс рисунков «Наш родной
край».
Раздел 4. Я поведу тебя в музей.
Тема 35.Что такое музей? Понятия - экспозиция, экспонат, выставка. Кто работает в
музее.
Теория: Знакомство с понятием «музей». Что хранится в музее, знакомство с понятиями
«экспозиция», «экспонат», «выставка». Основные задачи, стоящие перед музеем. Музейные
профессии. Чем занимаются работники музея и что они должны знать.
Практика: Конкурс рисунка «Мы в музее». Придумать название своему музею.
Тема 36. История музейного дела в России.
Теория: Первые музеи, где и когда они возникли. Музеи в Древней Греции, первые музеи в
Европе. Оружейная палата - государева сокровищница XVI-XVII века. Зарождение музеев в
России. Коллекционеры круга Петра I. Кунсткамера – первый публичный музей России,
история создания, уникальные экспонаты музея. Эрмитаж и Кунсткамера, их роль в
становлении российских музеев.
Практика: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны. Первые музеи в
России. Музеи города Николаевска.
Тема 37. Какие бывают музеи? Основные типы и виды музеев.
Теория: Знакомство с основными типами и видами музеев. Художественные музеи,
исторические музеи, литературные музеи, естественнонаучные музеи, научно-технические
музеи, краеведческие музеи: основные особенности, принципы работы. Что хранят и
экспонируют данные типы музеев.
Практика: Создание мини-музея и проведение экскурсии по нему.
7

Тема 38. Музеи моего города. Знакомство с музеями г. Николаевска.
Теория: Николаевский краеведческий музей: история создания, структура музея, основные
экспозиции.
Практика: Экскурсия в школьный краеведческий музей. Знакомство с основными
экспозициями. Знакомство с работниками музея.
Тема 39. Знакомство со школьным музеем
Теория: Музей: история создания, структура музея, основные экспозиции.
Практика: Обзорная экскурсия по школьному музею.
Тема 40. Контрольное занятие. Испытай себя.
Теория: Выполнение тестовых заданий.
Практика: Кроссворд «Музеи».
Раздел 5. Я и моя семья.
Тема 41. Генеалогия как наука.
Теория: Генеалогия (греч.genealogia – родословная) – историческая дисциплина,
занимающаяся изучением родословных и составлением родословных, выяснением
происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном
единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности,
социальном статусе и собственности этих лиц. Понятие семья, род, родословная. Состав
семьи. Полное имя (имя, отчество) членов семьи. Распределение обязанностей в семье.
Практика: Создание карточки с именем, рисунок времени года, когда родился. Заполнение
таблиц «Моя семья», «Распределение обязанностей». Выставка фотографий «Это мы».
Тема 42. Что в имени твоем?
Теория: Имя, фамилия, отчество, прозвище. История человека, семьи, рода всегда связана с
его именем. Науки, изучающие происхождение имен, фамилий, прозвищ - ономастика,
антропонимика, топонимика. Имя – это личное название, которое присваивается человеку
при рождении и под которым он известен в обществе. Фамилия – прибавляемое к имени
наследственное семейное наименование, устойчивое не менее чем в трех поколениях.
Отчество – это наименование по личному имени отца, состоящее из основы имени отца и
окончаний :– ович, - евич, - овна, - евна,- ич, -ична.
Практика: Исследование истории происхождения своего имени и фамилии учащимися.
Составление листа с описанием значения своего имени.
Тема 43. Историческое прошлое семьи.
Теория: История рода. Род, родня, родные. Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто
кому как приходится. Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. Смена
поколений. Преемственность в семье.
Практика: Составление поколенной росписи.
Тема 44. Дом, в котором я живу.
Теория: Дом, в котором я живу. Что означает слово дом? Знакомство с жилищами других
народов и необычными домами мира.
Практика: Рассказ о своем доме. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или
сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая
работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 45. В мире профессий.
Теория: Знакомство детей с разными профессиями, важность любой профессии. Интерес к
различным профессиям, к людям труда. Профессии моих родителей, моих предков.
Практика: Рассказ о профессиях родителей. Выставка фотографий «Мои мама или папа на
рабочем месте».
Тема 46. Семейные обязанности и традиции.
Теория: Знакомство с понятиями «традиция», «обычай», «реликвия». Традиции семейных
праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного
стола. Традиции проведения праздников.
Практика: Рассказ о семейных традициях. Как отмечает праздники моя семья.
Тема 47. Герб моей семьи.
8

Теория: Понятие «герб». Виды гербов. Примеры гербов разных государств и городов.
Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Основные правила геральдики. Основные
правила создания герба. Понятие «щит герба». Символика цвета фигур, металлических
частей и поля герба.
Практика: Составление герба семьи.
Тема 48. Семейный альбом. Семейные реликвии.
Теория: Семейный альбом. История одной фотографии. Семейные реликвии. Бабушкина
шкатулка.
Практика: Конкурс рассказов «История одной фотографии.» Мини - проект «Мое
родословное древо»
Раздел 6. «Я в этом хуторе живу, я этот город хутор знаю».
Тема 51. Экскурсия по родному хутору.
Практика:
Проведение
мини–экскурсий
учащимися
творческого
объединения
«Краеведение».
Тема 52. Итоговое занятие «Я в этом городе живу, я этот город знаю».
Теория: Подведение итогов деятельности творческого объединения «Краеведение».
Практика: Награждение учащихся за активное участие в жизни творческого объединения.

1.4.Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
- понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование
потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном
городе;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой
компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно9

познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;
- использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое),
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;
- умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических,
географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных,
учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города.
Учащиеся должны знать/ понимать:
- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий,
традициях и культуре;
- замечательных людей своего населенного пункта;
- историю своей семьи;
- природу родного края,
- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному
наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
- описывать основные этапы развития населенного пункта;
- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;
- проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам, подбирать
литературу по заданной теме и пользоваться различными источниками краеведческой
информации;
- определять географические координаты и границы населенного пункта,
- оформлять памятки, буклеты, презентации, газеты и др.

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
обучения с 01.09.2021г. по 31.05.2022г.
№
заня
тий
1

Название раздела, темы

Количество учебных часов
всего
теория
практика

Группа

Входная диагностика.
Вводный инструктаж

1

1

-

1

2-3

х. Красный Мелиоратор
сегодня.

2

1

1

1

4-5

Улицы нашего поселения.

2

1

1

1

6-7

Достопримечательности и
памятные места нашего
хутора.

2

1

1

1

8-9

Известные люди нашего
хутора.

2

1

1

1

10-11

Природные ресурсы
нашего края.

2

1

1

1

10

Дата

12-13

Растения нашего края.

2

1

1

1

14-15

Животные нашего края.

2

1

1

1

16

1

1

1

1

17-18

Контрольное занятие.
Испытай себя.
Что такое музей? Понятия:
экспозиция, экспонат,
выставка. Кто работает в
музее?

2

2

-

1

19-20

История музейного дела в
России.

2

1

1

1

21-22

Какие бывают музеи?
Основные типы и виды
музеев.

2

1

1

1

23-24

Музеи в нашем райцентре.
Знакомство с музеями г.
Николаевска.

2

1

1

1

25-26

Знакомство со школьным
музеем
Контрольное занятие.
Испытай себя.

2

1

1

1

1

1

1

1

Историческое
прошлое
семьи.
Семейные обязанности и
традиции.
Герб моей семьи.

1

1

-

1

1

-

-

1

1

-

1

1

Семейный
альбом.
Семейные реликвии.
Мини - проект «Мое
родословное древо»
Экскурсия по родному
хутору.
Итоговое занятие.

1

-

1

1

1

-

1

1

1

-

1

1

1

1

1

1

34

17

17

27
28
29
30
31
32
33
34
Итого

2.2.Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике
безопасности;
2. Столы для учащихся – 7 штук;
3. Стулья – 15 штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
11

5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования,
конструкторских материалов;
6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги,
видеопрезентации по темам;
7. Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
8. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

2.3. Формы аттестации (контроля)
Для
оценки
результативности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Краеведение» применяются входящий, текущий,
промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного
года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы
работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела
программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством
выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению
работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и
отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний
осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины);
взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся,
позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы
оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и
презентация мини –проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом
хуторе живу, я этот хутор знаю».
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Краеведение» будет осуществляться
по 4 направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.
Показатели
Критерии
Степень выраженности
Возмож Методы
(оцениваемые
оцениваемого качества
ное
диагнос
параметры)
количес
тики
тво
баллов
1.Организаци
Способность
- терпения хватает меньше чем
1
онно-волевые
переносить нагрузки на половину занятия
качества
в течение
- терпения хватает больше чем
2
1.1.Терпение
определенного
на половину занятия
времени
- терпения хватает на все
3
занятие
Наблюд
1.2.Воля
Способность активно
ение
побуждать себя к
- волевые усилия побуждаются
практическим
извне
1
действиям
- иногда самим ребенком
2
- всегда самим ребенком
3
1.3.
Самоконтроль
Умение
- постоянно находится под
контролировать свои воздействием контроля извне
1
поступки
- периодически контролирует
себя сам
2
- постоянно контролирует себя
3
сам
2.Ориентацио
Способность
- завышенная
1
12

нные качества
2.1..Самооцен
ка

оценивать себя
адекватно реальным
достижениям

2.2.Интерес к
занятиям

Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы

- заниженная
- нормальная (адекватная)

- интерес к занятиям
продиктован извне
- интерес периодически
поддерживается самим
ребенком
- интерес постоянно
поддерживается самим
ребенком
3.Поведенческ Умение воспринимать - избегает участия в общих
ие качества
общие дела как свои делах
3.1.Тип
собственные
- участвует при побуждении
сотрудничест.
извне
Отношение к
- инициативен в общих делах
общим делам
Т/О
4.Творческие
Креативность в
- начальный уровень
способности
выполнении
- репродуктивный уровень
творческих работ
- творческий уровень

2
3

Тестиро
вание

1

Анкетир
ование

2
3

1

Наблюд
ение

2
3

1
2
3

Анкетир
ование

Критерии оценки личностного развития:


10 – 12 баллов – низкий уровень развития;



13 – 21 балл – средний уровень развития;



22 – 30 баллов – высокий уровень развития

2.4.Оценочные материалы.
Входящий тест «Знаешь ли ты свой хутор?»
1. Как называется наш хутор?
а) Барановка
б) Красный Мелиоратор* 2 балла
в) Торгун
2. Как назывался хутор прежде?
а) Торгун
б) Вербенский * 2 балла
в) Барановка
3. Название главной площади нашего города?
а) Городская
б) Юбилейная
в) Советов* 2 балла
4. Какая река течет ближе к хутору?
а) Торгун* 2 балла
б) Волга
в) Еруслан
5. Наша область называется
а) Самарская
б) Волгоградская* 2 балла
в) Николаевская
6. Исключите лишнее название города, которое не относится к Волгоградской области:
а) Николаевск
13

б) Волжский
в) Москва* 2 балла
7. Зеленым богатством нашего края является:
а) степи* 2 балла
б) лягушка
в) мох
8. Из перечисленных пород деревьев исключите то, которое не растет в наших лесах:
а) кипарис* 2 балла
б) ель
в) береза
9. В водоемах Волгоградской области не водятся:
а) щуки
б) караси
в) акулы* 2 балла
Низкий уровень – 0–11 баллов
Средний уровень – 12–15 баллов
Высокий уровень – 16–18 баллов
Промежуточный тест «Символы России»
1. Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете? (Флаг, герб и гимн)
2. Что означает Российский флаг? (Единство страны)
3. Сколько цветов в Российском флаге? (Три)
4. Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести).
5. Синий цвет? (Небо, верность и правду).
6. Красный цвет? (Огонь и отвагу).
7. Что изображено на гербе? (Двуглавый орёл).
8. Что изображено на монетах? (Герб).
9. Как называются монеты, на которых изображён всадник? (Копейка).
10. Для чего нужен герб? (Чтобы отличить одно государство от другого, монеты своей
страны от иностранных монет, для печатей и т.д.)
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Низкий уровень – 0–13 баллов
Средний уровень – 14–17 баллов
Высокий уровень – 18–20 баллов
Итоговое тестовое задание «Я в этом хуторе живу, я этот хутор знаю».
1. Как называется наша область? (Волгоградская)
2. Найди на карте главный город нашей области. Напиши, как он называется.

(г.Волгоград)
3. Напиши, с какими областями, странами и республиками граничит Волгоградская область.
_____________________________ область
14

_____________________________ область
_____________________________ область
_____________________________ область
_____________________________ область
Республика ___________________– столица г.
Республика ___________________ – столица г.
(Саратовская, Ростовской, Астраханской, Воронежской областями, Республики Калмыкии,
Казахстан, Западно Казахстанская область)
4.Какие города есть на территории нашей области? Подчеркни названия городов, в которых
ты был.
(Волжский, Николаевск, Палласовка, Камышин, Фролово, Жирновск)
5.Найди и обозначь на карте-схеме Волгоградской области город Николаевск.

6. Как менялось имя нашего хутора?
(Восстанови цепочку: совхоз Вербенский, МТС, Красный Мелиоратор)
7. Как называется учреждение, которое собирает, изучает, хранит разные интересные
предметы? (Музей)
8. В древности книги называли «хранилищами мудрости». Книги хранятся в библиотеках.
Значит, библиотеки можно назвать «хранилищами мудрости». Согласен ли ты с таким
высказыванием? Какие библиотеки есть в нашем хуторе? (всего – 2 библиотеки, из них 1
– сельская библиотека, 2 – школьная библиотека)
9. В хуторе много улиц. Но жители быстро находят нужную им улицу. Почему? У каждой
улицы есть своё _____ . (Название)
10. На любой улице много домов. Как найти нужный дом? У каждого дома есть свой
________. (Номер)
11. Что означает слово «фамилия»? (Семья)
12. Назовите одним понятием слова: «папа», «мама», «дедушка», «бабушка», «дети». (Семья)
13.Назовите папу и маму одним словом. (Родители)
14.Как называется последовательный перечень поколений людей одного рода с основными
сведениями о каждом из них. (Родословная)
15.Какие понятия родственников вы знаете? (Близкие и дальние родственники)
16. Назовите близких родственников. (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)
17. Кто относится к дальним родственникам? (Дяди, тети, двоюродные братья и сестры,
прабабушки, прадедушки)
18. Заполни пропуски:
Меня зовут ___________________ . Я живу в хуторе ________ . Мой хутор находится на
северо - западе _______________ области. Рядом протекает река _______ . Я живу на улице
____________, в доме №____. В нашей семье ___ человек, папа_______, мама________ …
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Полностью выполненное задание №18 – 4
балла.
Низкий уровень – 0–30 баллов
Средний уровень – 31–40 баллов
Высокий уровень – 41–50 баллов
2.4.2. Оценочные материалы для мониторинга личностного развития учащегося:
1.Организационно-волевые качества:
15



Терпение. Это качество хотя и дано ребенку от природы, поддается направленному
формированию и изменению. При оценивании его уровня, наивысший балл – 3
ставится за то, что у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия,
без внешних побуждений.
 Воля. Данное качество также можно формировать с раннего возраста. Высшим
баллом оценивается способность ребенка выполнять определенную деятельность за
счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога.
Терпение и воля вырабатываются методом постоянного контроля ребенка за
собственным поведением. Еще одним условием воспитания этих качеств является
выработка у ребенка веры в свои силы, избавления от страха пере неудачей. Также
большое значение имеет поощрение ребенка за самые незначительные успехи в
проявлении терпения и воли.
 Самоконтроль. Показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, достигать
намеченных результатов. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: за
собственным вниманием, своей памятью, за собственными действиями и т.д.
Для диагностики вышеперечисленных личностных качеств детей используется метод
наблюдения.
2.Ориентационные качества:
Для определения уровня самооценки используется методика «Лесенка» (В.Г. Щур):
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Показываем ребенку лесенку и говорим,
что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй, чутьчуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и
девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя?
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Для определения уровня интереса к занятиям используется методика «Устойчивость
интересов».
Инструкция: В течение 3 минут напишите как можно больше слов. Как можно больше! Затем
за 3 минуты напишите как можно больше слов, относящихся к занятию в вашем творческом
объединении. Подсчет данных.
Подсчитайте процентное отношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой
деятельности или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Если
полученный процент к предпочитаемому виду деятельности выше процента общего
количества, значит, у ребенка высокий уровень устойчивости интереса к предмету
деятельности.
3. Поведенческие качества.
Сотрудничество (способность ребенка принимать участие в общем деле). Совместная
деятельность связана с распределением функций между участниками и предполагает умение
ребенка: считаться с мнением других, в чем – то ограничивать себя, проявлять инициативу. В
таблице выделены несколько уровней сотрудничества. Диагностироваться тип
сотрудничества будет с помощью наблюдения.
4.Творческие способности
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые
определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Для исследования творческий способностей будет использоваться тест «Творческий
потенциал», направленный на выявление творческого потенциала детей и умения находить
нестандартное решение, методику определения уровня воображения.
Тест «Творческий потенциал»
Выберите один из вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
16

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего
мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той
сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то
принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое
начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в
нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия
непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже
прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам,
без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
17

в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы одни:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 —
амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память;
вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность
абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности. Общая сумма набранных очков
покажет уровень творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет
вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности,
то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми
качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят
процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить
себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто
недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к
мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом
решите проблему.
Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно
связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение
способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия
«воображение» и «фантазия» являются синонимами.
Методика определения уровня воображения
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо
"нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая отрицательный.
1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью,
добавленной от себя? (1, 0).
4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).
18

5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же
фигурки? (О, 1).
8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить
его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение.
Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит,
сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не
витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

19

2.5. Методические материалы
№
п/п

Раздел или тема
программы (по
учебному плану)

Формы
занятий

1

Введение
программу

в Занятие-знакомство.
Беседа.
Групповая
практическая работа.

3

Мой край родной. х. Беседа.
Красный
Лекция.
Мелиоратор
Практическая работа.
сегодня.
Экскурсия.

4

Я поведу тебя в Беседа.
музей
Лекция.
Практическая работа.
Экскурсия.

Приемы и методы
организации
образовательного процесса
(в рамках занятия)
Словесный:
беседа,
инструктаж, объяснение.
Наглядный: демон-страция
иллюстра-ций, фотографий.
Объяснительноиллюстративный:
Показ
документов,
музейных предметов
Практический: работа с
картой, документами под
наблюдением педагога.
Словесный:
беседа,
инструктаж, объяснение.
Наглядный: демонстрация
иллюстраций,
образцов
работ, экскурсия.
Объяснительноиллюстративный:
Показ работ с объяснением
Практический: работа с
картой,
книгами,
справочными данными под
наблюдением педагога
Словесный:
беседа,
инструктаж, объяснение.
Наглядный: демонстрация
иллюстраций,
образцов

20

Дидактический
материал

Формы
подведения
итогов

Техническое
оснащение
занятия

Презентация
прог- Опрос,
Компьютер
раммы,
презентация тестирование,
«Символика России», кроссворд
презентация «Лучший
город
Земли»инструкция по
ОТ и ТБ, иллюстрации,
музейные
предметы, документы,
карточки с задания-ми
Наблюдение, Компьютер
опрос,
тестирование,
кроссворд

Наблюдение, Компьютер
опрос,
тестирование,
кроссворд

5

Я и моя семья

Беседа.
Лекция.
Самостоятельная
практическая работа.
Экскурсия.

6

Итоговые занятия Экскурсия.
«Я в этом хуторе Итоговое занятие.
живу, я этот хутор
знаю».

работ, экскурсия.
Объяснительноиллюстративный:
Показ работ с объяснением
Практический: работа с
картой,
книгами,
справочными данными под
наблюдением педагога
Словесный:
беседа,
инструктаж, объяснение.
Наглядный: демонстрация
иллюстраций,
образцов
работ.
Объяснительноиллюстративный:
Показ работ с объяснением
Практический: работа с
картой,
книгами,
справочными данными под
наблюдением педагога
Практический: проведение
мини – экскурсий, итоговая
викторина

21

Наблюдение, Компьютер
опрос, защита
мини
проектов

Итоговое
Компьютер
тестирование,
проведение
мини
экскурсий

3.Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).
2.Буйлова
Л.
Н.
Современные
подходы
к
разработке
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой
учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от
04.07.2014г. №41.
5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до
2010 года.
6. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования
детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования
детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования
России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
8. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02484/16).

Список литературы для учащихся
Справочные издания
Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград 2008г.
Сталинградская битва. Энциклопедия/Гл. ред. М.М. Загорулько.
Публикации источников.
Большивики Царицына в годы гражданской войны. 1918 – 1920: Сб.документов и
материалов. Волгоград, 1986г
Индустриализация Нижнего Поволжья. 1926 – 1941гг.: Документы и материалы.
Волгоград, 1984г
1917 год в Царицыне: Сборник документов и материалов. Сталинград, 1957.
Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVIв – 1917г).
Волгоград. 2005г
Хрестоматия по истории родного края. Волгоград, 1970.
Исследования
Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына – Сталинграда. Волгоград.1991г.
Водолагин М.А. Красный царицын. Волгоград, 1967
Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда (1589 – 1967). М., 1968.
Волгоград: хроника истории. 1589-1989г. Волгоград, 1989
Волгоград: Четыре века истории. Волгоград, 1989.
Город на канале: О прошлом и настоящем Красноармейска: Сб. очерков/ Под общей ред.
П.П.Попова и Т.Л. Мельниковой. Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997.
Клейн Н.Л. Экономическое развитие Поволжья в конце – XIX- начале XXвв. Саратов, 1981.
Колесниченко В.С. Царицынские школы: история и опыт (1773 – 1917). Волгоград, 1993.
22

Материкин А.В. Храм Иоанна Предтечи. Страницы истории города Царицына и его первой
церкви. Волгоград, 1999.
Материкин А.В. Очерки истории Царицынской городской думы. Часть 1. (1797 – 1887),
Часть 2 (1887 – 1897). Волгоград, 2006.
Материкин А.В. Царицынская городская дума 1870 – 1914гг.: опыт функционирования
городского общественного управления. Волгоград, 2008.
Наш край: Хроника истории Волгограда и области. Волгоград, 1973.
Очерки по истории Волгоградского края/ под ред И.С. Шепелева.Волгоград, 1974г.
Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1-2. Саратов, 1993- 1996.
Попов П.П. Слово о «Старой Сарепте». Волгоград: Комитет по печати, 1994.
Рябов С.И. История родного края XVI – XIXвв. Волгоград, 1988.
Рябов С.И., Самойлов Г.П., Супрун В.И. Петр I в Царицыне и на Среднем Дону. Волгоград,
1994.
Сергеев А.М. Промышленность Нижнего Поволжья в начале XXв. Саратов, 1972.
Самсонов А.М. Сталинградская битва. 4-е изд., испр и доп. М.: Наука, 1989.
ТюменцевИ.О. Начало Царицына: гипотезы и факты// Стрежень. Вып.1. Волгоград,
2000.С.132 – 147.

Интернет-ресурсы
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия).
http://www.virtan.ru (Природа России).
http://www.mycicerone.ru(сайт по краеведению России).
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайт виртуальных экскурсий)
http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических
http://www.ru-regions.ru/(Информационный портал «Знакомство с Россией»).
http://russia-karta.ru (Электронная карта России).
http://azbukivedi-istoria.ru/
http://www.biografija.ru (Биографическая энциклопедия)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 ЦОР «Живая
родословная»
http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya/
родословную
http://geno.ru/news/7771/ Программа «Российские династии»
http://www.excurs.ru/pravila.htm Основные правила геральдики
http://redirina.ucoz.ru/ Сайт-проект «Фамильный герб»

23

Как

составить


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».