Рабочая программа (практикум) по биологии Малый биологический университет 10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Практикум по биологии» для 10 класса биологии составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования на профильном уровне.
Программа практикума имеет практическую естественнонаучную направленность и соответствует программам профильного обучения по
предмету биология. Программа закрепляет знания в области биологии и экологии, но и способствует получению новых практических навыков в
проектной и исследовательской деятельности и подготовке к ЕГЭ. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить
общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни,
углубить некоторые биологические понятия, и помочь обучающимся при подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии.
Цель курса: систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к
государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).
Задачи курса:
1. Расширить знания обучающихся о наследственной изменчивости, генетическом коде, родословной живых организмов.
2. Углубление теоретических знаний по генетике.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения
строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развивать общеучебные и интеллектуальные умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты, анализировать полученные результаты,
выявлять причинно-следственные связи, обобщать факты, делать выводы.
5. Совершенствовать умение решать текстовые и тестовые задачи.
6. Воспитывать на примере новейших открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы.
Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основаны на
проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.
Курс запланирован в объеме 34 часов на уровень образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
 объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации;

устанавливать причинно-следственные связи;
 проводить анализ, синтез;
 формулировать выводы;
 решать качественные и количественные биологические задачи;
 использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
 проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов;
 соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых паразитами;
 объяснять роль биологии и экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и
эволюции животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных животных в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
 сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; осуществлять постановку биологических
экспериментов и объяснять их результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
 основным правилам поведения в природе;
 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
 соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) ;
 умениям оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
 соблюдением мер профилактики заболеваний, передаваемых различными группами организмов;
 оказанием первой помощи при укусах опасных и ядовитых животных •соблюдения правил поведения в окружающей среде;
 выделять общие принципы экологии;
 формулировать положения глобальных экологических проблем;
 сохранять положительное состояние организма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 модуль: Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни
Предмет и методы биологии, свойства живой материи, уровни организации живой материи, происхождение жизни на Земле. Науки, входящие в состав
биологии. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.
2 модуль: Химический состав живых организмов
Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки, их строение и функции, нуклеиновые кислоты, их строение.
3 модуль: Строение клетки
Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды
клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.


4 модуль: Обмен веществ и превращение энергии
Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль
в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.
5 модуль: Размножение и индивидуальное развитие организмов
Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
6 модуль: Генетика и селекция
Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещивание. Генетика пола, сцепленное
с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.
7 модуль: Эволюция
Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.
8 модуль: Экология и учение о биосфере
Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.
9 модуль: Многообразие живых организмов
Вирусы, бактерии, грибы, лишайники.
10 модуль: Царство растения
Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений.
Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные и
класса Двудольные растения.
11 модуль: Царство животные
Подцарство Простейшие (Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип
Кольчатые черви, тип Моллюски, тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Пукообразные, Насекомые. Тип Хордовые, класс Ланцетники, Рыбы,
Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Подклассы Первозвери, Сумчатые, Плацентарные.
12 модуль: Человек и его здоровье
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и
выделительная система. Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы
чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.
13 модуль: Контроль и обобщение
Решение типовых заданий ЕГЭ прошлых лет, ориентированность на задания второй части.
Формы организации занятий: групповая, парная, индивидуальная.
Виды деятельности: познавательная, практическая, творческая, проблемно-ценностное общение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы
Кол-во
Дата
модуля
часов
план
факт
1
Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни
1
2
Химический состав живых организмов
3

Элементный и молекулярный состав Вода, минеральные соли Углеводы, строение и функции
Липиды, строение и функции
2.2
Белки, их строение и функции
2.3
Нуклеиновые кислоты, их строение
3
Строение клетки
3.1
Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро
3.2
Строение клетки: одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки
3.3
Основные различия клеток прокариот и эукариот
4
Обмен веществ и превращение энергии
4.1
Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция (пластический обмен),
диссимиляция(энергетический обмен)
4.2
АТФ и её роль в метаболизме
4.3
Биосинтез белка
5
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5.1
Воспроизведение клеток: митоз мейоз
5.2
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов
6
Генетика и селекция
6.1, 6.2 Наследственность и изменчивость Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и
моногибридное скрещевание.
6.3
Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики
6.4
Селекция, центры происхождения культурных растений
7
Эволюция.
7.1
Эволюционное учение Ч. Дарвина
7.2
Развитие органического мира Происхождение человека
8
Экология и учение о биосфере
8.1
Экологические факторы. Популяции.
8.2
Экологические системы. Понятие о биосфере
9
Многообразие живых организмов
9.1
Вирусы. Бактерии
9.2
Грибы. Лишайники
10
Царство растения
10.1
Подцарство низшие растения, водоросли
2.1

1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
4
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1

10.2
10.3
11
11.1
11.2

11.3

12
12.1
12.2
12.3
12.4
13

Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения
Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения
Семейства класса Однодольные. Семейства класса Двудольные
Царство животные
Подцарство Простейшие (Одноклеточные) Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные Тип
Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви Тип Моллюски
Тип Членистоногие
Класс Ракообразные,
Класс Пукообразные
Класс Насекомые.
Тип Хордовые, Класс Ланцетники
Класс Рыбы
Класс Земноводные
Класс Пресмыкающиеся
Класс Млекопитающие
Человек и его здоровье
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система Пищеварительная система
и обмен веществ
Дыхательная и выделительная система.
Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях.
Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств
Кожа и её производные
Железы внутренней и внешней секреции Размножение и развитие человека.
Контроль, обобщение
Итого

Литература:
- для учащихся:
1. Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская
энциклопедия,2001.

1
1
3
1
1

1

4
1
1
1
1
2
34

3. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
4. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
5. Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
6. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
7. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
8. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.
- для учителя:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10-11 кл.:
учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская
энциклопедия,2001.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и
поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М.: ВАКО, 2005. (В
помощь школьному учителю).
6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
7. Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
8. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
9. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс.Универсальные поурочные
разработки. – М.:ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).

13. ГИА -2016: Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой
форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. –
М.: АСТ: Астрель, 2016– ФИПИ.
14.Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение.
Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные
курсы).
15. Ресурсы Интернета http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».