Рабочая программа география 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС
ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов
деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему комплексных социально
ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении
населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических
процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении,
изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе
непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием
географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе
освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и
мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе
ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов,
жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития
навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого
материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном
и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям
подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав
предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9
классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе
и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям
разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации
целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы
на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических
культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными
навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической
и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для
их сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной
географической задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по
установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей
между географическими объектами, процессами и явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования,
оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках
географической информации;






самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах
работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм
с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

9 КЛАСС






Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую
информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную
структуру хозяйства России, для решения практико-ориентированных задач;
выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять
информацию, недостающую для решения той или иной задачи;
применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и
территориальная структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой
комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность
производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство»,
«инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс»,
«машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;

















характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности
отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и
перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;
различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России;
классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе
имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных)
для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных
отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе
возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая,
функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы
размещения производства);
различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития
(ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов;
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;
различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;
показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и
центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;
использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практикоориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов,
размещения отдельных предприятий; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и
различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях
взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач
в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической
безопасности;











критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические,
технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения
домохозяйства, предприятия и национальной экономики;
оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и
хозяйственную деятельность населения;
объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;
сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства регионов России;
формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей
местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России,
месте и роли России в мире;
приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической
карте;
характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.

Учебно-методический комплект
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект под редакцией под редакцией А.И. Алексеева, В.А. Низовцева.
1. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник (авторы А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким).
2. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова, О.
А. Панасенкова).
3. Атлас: География. 9 кл.: атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2021.
4. Контурные карты. География 9 кл. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2021
Формы контроля
Формы контроля - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, зачеты, практические работы, проверка номенклатуры.
Формы проверки и оценки результатов обучения: (формы промежуточного, итогового контроля, в том числе презентации, защита творческих,
проектных, исследовательских работ).
Программой не предусмотрено проведение контрольных работ по предмету. Основной формой контроля являются практические работы,
выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. За оценочные практические работы
оцениваются все обучающиеся, а за обучающие – выборочно. Перечень работ соответствует программе.
Содержание программы.

РАЗДЕЛ

1.

Хозяйство России.

Тема 1.Население. Общая характеристика хозяйства.
Что изучает экономическая география России. Население. Исторически особенности заселения и освоения территории России. Численность и
естественный прирост населения. Национальный состав. Миграция населения. Городское и сельское население. Расселение населения. Понятие
хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства
России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России.
Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно –
территориальное деление как один из видов районирования.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура
сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура.
География животноводства.
Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о
лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность.
Электроэнергетика.
Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических
предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География
машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия
полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного
комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Территориальное географическое разделение труда.
РАЗДЕЛ 2

Районы России.

Тема 1. Европейская часть России.
Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и
главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей
Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы
развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и
заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно хозяйственная граница.
Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико –
географического положения и этапы развития. Крым. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы.
Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и
Каспийское моря, их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы
населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.
Тема 2 Азиатская часть России.
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые.
Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение.
Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири. Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и
перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Раздел 3. Орловская область.
Введение (территория, границы, ЭГП, административно-территориальное деление). Природные ресурсы. История заселения и освоения территории
Орловской области. Общая характеристика хозяйства. Промышленность области. АПК Орловской области. Транспорт. Города Орловской области.
Тема.

Россия в мире.

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс

(68 часов)

Колво
часо
в

№
п/п

Наименование тем и разделов

1

Что изучает экономическая
география России. Численность
населения, особенности его
размещения.
Половой и возрастной состав
населения страны

1

2

Народы и религии России

1

3

Территориальные особенности
размещения населения

1

4

5

Миграции населения. Практическая
работа № 1
«Миграции населения».

Понятие хозяйства. Его структура
Этапы развития хозяйства.
Стартовый контроль.

1

1

Характеристика основных видов деятельности учащихся
Население. Общая характеристика хозяйства. (5 ч.)
Определять место России в мире по численности населения на основе
статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России
в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип
воспроизводства населения страны. Определять и сравнивать показатели
естественного прироста населения России в разных частях страны.
Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями
других стран по статистическим данным.
Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин.
Определять половой и возрастной состав населения России по
статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и
женского населения.
Определять крупнейшие по численности населения народы России.
Определять: особенности размещения народов по территории страны;
основные языковые семьи; современный религиозный состав населения
России.
Показывать на карте крупнейшие религиозные центры.
Определять виды и причины миграций. Определять основные направления
современных миграционных потоков на территории России. Определять по
статистическим данным районы с высокими показателями миграционного
прироста и убыли населения.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. (16 ч.)

6

7

8

Сельское хозяйство.
Растениеводство.
Животноводство.
Зональная специализация.
Практическая работа № 2
«Объяснение зональной
специализации сельского
хозяйства».

Агропромышленный комплекс.
Лёгкая и пищевая промышленность.

1

Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные
районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы
животноводства.

1

1

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России»,
устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.
Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других
отраслей экономики. Находить различия между земельными ресурсами и
сельскохозяйственными угодьями. Устанавливать долю пищевой и легкой
промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать
мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной

Дата проведения
План.
Факт.

Примечание

9

Лесной комплекс.

1

10

Топливно-энергетический комплекс
(ТЭК). Угольная промышленность.

1

11

12

Нефтяная и газовая
промышленность. Практическая
работа № 3 «Характеристика
одного из районов добычи угля
(нефти, газа)»

Электроэнергетика.

1

1

Металлургический комплекс.
Практическая работа № 4
Объяснение влияния различных
факторов на размещение
металлургического производства.
Машиностроительный комплекс.

1

15

Факторы размещения
машиностроения.

1

16

Химическая промышленность.
Практическая работа № 5
Составление связей химической
промышленности.

13

14

1

1

продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентно
способности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры
развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры
предприятий своего края с указанием факторов их размещения.
Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных
потребителей. Определять по картам атласа географическое положение
основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с
обоснованием факторов их размещения.
Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения.
Объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности.
Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с
объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними.
Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов
на востоке страны, а основных потребителей на западе. Характеризовать
влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране. Наносить на к/к
основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения
предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой
плотности населения
формулировать выводы.
Составлять характеристику
месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.
Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по
особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую
среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в
размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать
мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления
энергии от уровня социально-экономического развития страны.
Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.
Состав, место и значение в хозяйстве
Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и
каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии.
Наносить на к/к главные металлургические районы.
Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий
уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения
отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы,
производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с
наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.
Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и
выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в
хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и
соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные
районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и
ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и

17

Транспортный комплекс.

1

18

Информационная инфраструктура

1

19

Сфера обслуживания.
Рекреационное хозяйство.

1

20

Территориальное (географическое)
разделение труда

1

21

Итоговый тест №1 .
«Межотраслевые комплексы».

1

Восточно-Европейская равнина
Волга
Центральная Россия: состав,
географическое положение.
Центральный район: особенности
населения.

1
1

25

Хозяйство Центрального района.

1

26

Москва — столица России.

1

27

Города Центрального района.

1

22
23
24

1

здоровье человека химического производства и объяснять их.
Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и
автомобильного транспорта.
Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного
транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж/д и
автомобильного транспорта в транспортной работе.
Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта.
Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в
работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и
речного транспорта в транспортной работе.
Объяснять значение терминов по теме. Составлять классификацию услуг.
Знать понятие и структуру сферы обслуживания и рекреационного хозяйства.
Знать основные виды туризма и главные рекреационные районы России.
Уметь объяснять понятия: сфера обслуживания, рекреационное
хозяйство.
Знать о процессе территориального (географического) разделения труда. об
условиях, влияющих на специализацию районов. Уметь называть и
показывать на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы
страны, описывать условия, влияющие на их специализацию, объяснять
значение географического разделения труда для отдельных территорий и
страны в целом.
Работают с картами атласа. Выполняют тестирование.
Европейская часть России. (25 ч.)
Объяснять основные географические понятия и термины, особенности
основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов
Российской Федерации. Уметь описывать роль Волги в истории России, ее
хозяйстве и культуре, называть и показывать города и ГЭС по течению реки,
составлять маршрут путешествия. Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны ПР
Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших
формированию района.
Знакомятся с радиально-кольцевой структурой Москвы. Характеризуют
Москву, как крупнейший транспортный узел.
Знать города Центрального района, их типы. Знать памятники истории и
культуры, а также современные функции городов. Уметь называть
современные функции городов, анализировать информацию, необходимую
для изучения территории, разрабатывать маршруты путешествий по
достопримечательным местам, показывать географические объекты на карте.

28

Центрально-Черноземный район.

1

29

Волго-Вятский район.

1

30
31

32

33

34

35
36
37

38

Промежуточная аттестация в
форме ОГЭ.
Северо-Западный район.
Географическое положение и
природа.
Древние русские города на старых
водных торговых путях.
Практическая работа № 6
Составление географического
описания «Путешествие от
Финского залива до Рыбинска
водным путём»

Санкт-Петербург — новый
хозяйственный узел и «вторая
столица» России.

Калининградская область.

Европейский Север. Географическое
положение и природа.
Этапы развития хозяйства. Роль
Европейского Севера в развитии
русской культуры.
Поволжье. Географическое
положение и природа.
Население и хозяйство Поволжья.
Практическая работа № 7
Нанесение на к/к крупнейших
городов Поволжья. Сравнительная
оценка двух городов (по выбору).

1

Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия
для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики,
положительное и отрицательное влияние географического положения.
Выполняют задания в форме ОГЭ.
Оценивают ЭГП, природные условия и ресурсы района

1

1

1

1

1
1
1

1

Знать значение Балтийского моря и Ладожского озера, их использование и
экологические проблемы. Знать древние русские города, особенности их
развития и современные проблемы. Уметь называть функции городов,
возникших на водных путях Северо-Запада, разрабатывать маршруты
путешествий по достопримечательным местам, показывать географические
объекты на карте.
Знать причины основания Санкт-Петербурга и этапы его развития,
особенности промышленности города на разных этапах экономического
развития страны. Понимать новые хозяйственные задачи, стоящие перед
городом в современный период истории. Знать проблемы наводнений. Знать
Петербург как центр русской культуры, науки и образования, его планировку
и внешний облик, его известные пригороды. Уметь сравнивать два
промышленных гиганта: Москву и Санкт - Петербург, приводить примеры их
влияния на окружающее хозяйственное пространство. Уметь характеризовать
функции столичного города, анализировать информацию, полученную из
различных источников, выступать с сообщениями, презентациями
Знать историю формирования Калининградской области, его населения и
хозяйство, анклавное географическое положение области, «контактное»
экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.
Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения
особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала.
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на
основе разнообразных источников географической информации и форм ее
представления; использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического
положения. Устанавливать характер
воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и
статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и
характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия.
Решать практические и познавательные задачи.

39
40

41

42

43
44

Крым.
Северный Кавказ. Географическое
положение и природные условия.
Хозяйство и народы Северного
Кавказа.
Практическая работа № 8
Сравнение западной и восточной
частей Северного Кавказа.

Южные моря России.

Урал. Географическое положение и
природа.
Этапы развития и современное
хозяйство.

1
1

1

1

1
1

45

Города Урала. Проблемы района.

1

46

Итоговое тестирование № 2
«Европейская часть России».

1

47
48
49
50
51
52
53
54

Природа Сибири.
Природа и ресурсы гор Южной
Сибири.
Арктические моря.
Население Сибири.
Хозяйственное освоение Сибири.
Западная Сибирь. Природные
условия и ресурсы. Хозяйство
района.
Восточная Сибирь. Природные
условия и ресурсы.
Байкал.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического
положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и
хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы,
формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и
таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и
познавательные задачи.

1
1
1
1
1
1
1
1

Знать Черное и Азовское моря, их природу и хозяйственное использование,
транспортное и рекреационное значение морей. Знать крупнейшие порты
России на этих морях. Знать природу Каспийского моря, историю его
освоения. Понимать причину колебаний уровня моря, их экологические и
хозяйственные последствия. Иметь представление о рыбных богатствах
Каспия, о месторождениях нефти и газа. Уметь характеризовать особенности
природы и хозяйственного использования Черного, Азовского и Каспийского
морей, приводить примеры объектов природного и культурного наследия
России.
Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей
среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной
специализации, центров производства важнейших видов продукции,
основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на
основе разнообразных источников географической информации и форм ее
представления; использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
Знать все понятия по теме «Европейская часть России» Уметь работать с
региональными картами Россия. Уметь находить применение геоинформации,
включая карты, СМИ, ресурсы Интернета.
Азиатская часть России. (13 ч.)
Объяснять основные географические понятия и термины, особенности
основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов
Российской Федерации. Выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений; разных источниках и
анализировать информацию, необходимую для изучения: географических
объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить
примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры
народов; районов разной специализации, центров производства важнейших
видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших

55
56
57

Хозяйство района.
Дальний Восток. Формирование
территории. Природные условия и
ресурсы.
Моря Тихого океана

58

Население района. Хозяйство
района.

59

Итоговое тестирование №3
«Азиатская часть России».

60

61
62
63
64
65

66
67
68

ЭГП Волгоградской области.
Практическая работа № 9
Хозяйственная оценка природных
условий и ресурсов.
Промышленность Волгоградской
области.
АПК Волгоградской области.
Транспорт.
Города Волгоградской области
Проверочная работа по теме:
«Волгоградская область».
Итоговое тестирование в форме
ОГЭ.
Чем богата Россия. Внешние
экономические связи.
Россия в мировой политике.

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1

регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику
разных территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни. Определять
географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для
развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и
закономерности размещения географических объектов.
Знать все понятия по теме "Азиатская часть России".
Уметь работать с
региональными картами Россия. Уметь находить применение геоинформации,
включая карты, СМИ, ресурсы Интернета.
Волгоградская область (6 ч.)
ЭГП области. Работают с атласом Орловской области.
Знать трудности в промышленном производстве. Работают с атласом
Орловской области.
Наиболее мощные хозяйства, внедрение новых технологий. Работают с
атласом Орловской области.
Транспортные проблемы, эффективность использования. Работают с атласом
Орловской области.
Знакомятся с историей городов Орловской области. Работают с атласом
Орловской области.
Работают с атласом Орловской области. Выполнение тестирования.
Россия в мире (3 ч.)
Выполняют работу в форме ОГЭ.

1
1

Иметь представление о внешних экономических связях России. Знать об
изменении места России в мировом хозяйстве в разные исторические
периоды. Приводить примеры внутригосударственных и внешних
экономических связей России. Сравнивать положение России в мире в
различные исторические периоды.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».