Рабочая программа география 7 класс

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС
ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам
освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов
деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему комплексных социально
ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении
населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических
процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении,
изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе
непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
3

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием
географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе
освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и
мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе
ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов,
жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития
навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого
материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном
и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям
подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав
предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
4

Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9
классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям
разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации
целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы
на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
5

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических
культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными
навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
6

окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической
и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их
сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной
географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

7

проводить

по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению
особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между
географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования,
оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках
географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
8

сопоставлять

свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль
(с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы,
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
9

признавать

своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7 КЛАСС
Описывать

по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;
распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств
географической оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;
определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об
особенностях их природы;
различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;
приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;
описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира;
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных
источников географической информации;
называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и
типа земной коры;
устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением
крупных форм рельефа;
классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров;
применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
описывать климат территории по климатограмме;
объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;
10

формулировать

оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности
человека с использованием разных источников географической информации;
различать океанические течения;
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах с использованием
различных источников географической информации;
объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового океана с географической
широтой и с глубиной на основе анализа различных источников географической информации;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных
источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
сравнивать плотность населения различных территорий;
применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
различать городские и сельские поселения;
приводить примеры крупнейших городов мира;
приводить примеры мировых и национальных религий;
проводить языковую классификацию народов;
различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях;
определять страны по их существенным признакам;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к
разным природным условиям регионов и отдельных стран;
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных
задач;
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и
хозяйства отдельных территорий;
11

представлять

в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую
информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности
на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления
отсталости стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного
сотрудничества по их преодолению.
Учебно-методический комплект
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект под редакцией под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева.
1. География. Страноведение. 7 класс. Учебник (авторы О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким).
2. География. Страноведение. 7 класс. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова, О. А. Панасенкова).
3. Атлас: География. 7 кл.: атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2021.
4. Контурные карты. География 7 кл. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2021.
Формы контроля
Формы контроля - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование, зачеты, практические работы, проверка номенклатуры.
Формы проверки и оценки результатов обучения: (формы промежуточного, итогового контроля, в том числе презентации, защита творческих,
проектных, исследовательских работ).
Программой не предусмотрено проведение контрольных работ по предмету. Основной формой контроля являются практические работы,
выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. За оценочные практические работы
оцениваются все обучающиеся, а за обучающие – выборочно. Перечень работ соответствует программе.

Программа курса «География. Страноведение» (7 класс)
О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение. 5ч
12

География в современном мире. Какой вклад в изучение нашей планеты вносит география? Чем занимается страноведение?
Материки, части света и страны. В чем разница между материком и частью света? На какой карте можно увидеть сразу все страны мира?
Разнообразие стран современного мира. Как страны различаются по географическому положению и размерам?
Как страны различаются по форме государственного правления? Каково государственное устройство разных стран мира?
Урок-практикум. Источники страноведческой информации. Как можно использовать справочную литературу для получения страноведческой
информации? Чем полезны для страноведа описания путешественников и литературные произведения? Как могут помочь при составлении
страноведческого описания фотографии, космические снимки и рисунки?
Урок-практикум (продолжение). Карта — один из основных источников страноведческой информации. Как охарактеризовать по карте
географическое положение, природу, население и хозяйство территории? О чем могут рассказать географические названия?
Практические работы: 1.Составление таблицы «Разнообразие стран современного мира»
Раздел I. Земля — планета людей (8 час)
Тема 1. Население мира (5 час)
Расселение человека по земному шару. Как люди заселяли Землю? Где появились древние государства? Откуда и куда мигрировали люди на
протяжении нашей эры?
Численность и размещение населения мира. Сколько человек живет на Земле? Насколько быстро растет население нашей планеты? Как
население распределено по Земле? Что мешает человеку заселить всю планету?
Человеческие расы. К каким основным расам относится население земного шара? Какие внешние признаки характерны для представителей
различных рас? Имеются ли у рас преимущества друг перед другом?
Народы мира. Что такое народ? По каким признакам различаются народы мира? Что такое языковые семьи? Какие религии исповедуют разные
народы?
Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. Как живут люди в городе и сельской местности? Что такое урбанизация? Есть ли в
облике разных городов общие черты? Какие проблемы испытывают жители городов?
Практические работы: 2. Анализ размещения населения мира (на примере одного или нескольких материков) по карте плотности населения мира.
Тема 2. Хозяйственная деятельность людей (3 часа)
Возникновение и развитие хозяйства. Как Робинзон Крузо сумел выжить на необитаемом острове? Какими видами хозяйственной деятельности
занимался Робинзон?
Современное хозяйство мира. Что такое промышленность? Каким бывает сельское хозяйство? Какие предприятия образуют третичный сектор
экономики? Как связаны
экономики разных стран?
Практическая работа. 3.Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или
по литературному описанию).
Раздел II. Океаны, материки и страны мира (51 час)
Тема 3. Океаны (6 час.)
13

Мировой океан и его значение для человечества. Как люди изучали Мировой океан? Каково значение Мирового океана для Земли? Как
распределена жизнь в Мировом океане? Что дает океан человеку? Как человек воздействует на океан?
Атлантический океан - самый молодой и освоенный. Каковы особенности географического положения и природы Атлантического океана? Какие
богатства Атлантического океана использует человек?
Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. Каковы особенности географического положения и природы
Индийского океана? Как человек осваивает Индийский океан?
Тихий океан - самый большой и глубокий. Чем знаменит самый большой океан планеты? Какие богатства океана использует человек?
Северный Ледовитый океан - самый маленький и холодный. Чем Северный Ледовитый океан отличается от других океанов Земли? Как
Северный Ледовитый океан используется человеком?
Практическая работа. 4. Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана.
Тема 4. Евразия. Общая характеристика. (4 ч.)
Урок-практикум. Евразия — самый большой материк Земли. Географическое положение. Почему изучение материков надо начинать с
изучения их географического положения? Каковы особенности географического положения Евразии?
Практическая работа.
Урок-практикум. Рельеф Евразии. Почему рельеф Евразии так разнообразен?
Урок-практикум. Климат Евразии. Почему климат Евразии так разнообразен? Как образуются переходные климатические пояса? Чем
переходные климатические пояса отличаются от основных поясов? Что такое климатограммы? Для чего они нужны?
Урок-практикум. Внутренние воды и природные зоны Евразии. Как внутренние воды распределены по территории Евразии? Каковы
особенности размещения почвенно-растительных зон?
Тема 5. Европа (11ч.)
Северная Европа. Островные и полуостровные страны Северной Европы. Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности
населения и хозяйства этих стран? Как островное и полуостровное географическое положение сказалось на формировании природы и хозяйства
стран региона? Какие опасные природные явления и почему отличают территорию Исландии от остальных стран региона?
Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). Где находятся Британские острова? Каковы особенности природы Британских
островов? Как влияютвоздушные массы и океанические течения на климат и природные зоны страны? Чем характеризуется население и экономика
стран, расположенных на Британских островах? Каковы были основные отрасли хозяйства Великобритании в эпоху ее колониального величия и
теперь? Каковы основные черты населения Британских островов? В чем черты сходства и различия природы и хозяйства Ирландии и
Великобритании?
Франция и страны Бенилюкса. Какие страны объединяются в экономический союз Бенилюкса? Каковы особенности природы Франции? В чем
различия основных частей природы Франции? Как живут французы? Чем эта страна известна в мире? Какие сложности, связанные с низменным
положением своей территории, пришлось преодолеть жителям Нидерландов, чтобы освоить земли под сельское хозяйство? Что вы знаете о
Бельгии?
Германия и Альпийские страны. Какова природа Германии? Как увеличивается абсолютная высота и меняются природные комплексы страны при
движении с севера на юг? В чем особенности природы и хозяйства северных приморских частей Германии? Каковы особенности населения и
14

хозяйства страны в целом? Какие страны расположены в Альпах? В чем отличие природы и хозяйства Альпийских стран от остальных стран
Европы? В какую геологическую эпоху образовались Альпы и какие опасные природные явления наблюдаются в горах? В чем особенности
хозяйства Альпийских стран? Какие отрасли хозяйства этих стран сформировались исторически и остаются важными и в наше время, а какие стали
особенно активно развиваться во второй половине XX в.?
Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии — страны Восточной Европы. Какую часть Европы и почему называют Восточной? Как меняется
природа этой части света при движении с запада на восток по мере уменьшения влияния Атлантического океана? Как четвертичные оледенения
повлияли на облик природы стран Восточной Европы? Какие страны и почему называют странами Балтии? В чем отличия и вчем сходство природы
стран Балтии с природой Польши, Чехии и Словакии? Кто живет в этих странах, какие отрасли хозяйства в них развиты? Какова история отношений
России со странами Балтии и странами Восточной Европы?
Белоруссия, Украина и Молдавия. В чем особенности географического положения этих стран по сравнению с остальными странами Европы?
Какая из них имеет выход к морю? Климат какой страны более подходит для выращивания фруктов и винограда? Какие уникальные природные
комплексы есть в этих странах? К какой языковой группе относятся жители этих стран? С какими языками схожи их языки? Какова история
отношений России с этими странами?
Южная Европа. Испания и Португалия — страны на Пиренейском полуострове. Как различаются размеры и государственное устройство Испании
и Португалии? Какими эти страны были раньше и где они имели колониальные владения? Как влияние близости к Атлантическому океану
сказывается на природе и хозяйстве Португалии? Почему Испанию называют «Африкой в миниатюре»? Какие культурные ценности в пределах
этих стран составляют общемировое наследие? Есть ли в этих странах отрасли промышленности и сельского хозяйства общеевропейской
значимости?
Страны на Апеннинском полуострове. Какова природа Италии? В какую геологическую эпоху образовались горы Италии и какие опасные
природные явления наблюдаются на территории страны? В чем различия в размещении населения и отраслей хозяйства между севером и югом
Италии? Где находятся самые главные и мощные в промышленном отношении города страны? Какими архитектурными и культурными
памятниками знаменита Италия?
Дунайские и Балканские страны. Какие страны называют Дунайскими, а какие — Балканскими? В чем особенность географического положения
Балканского полуострова? Чем рельеф Балканского полуострова отличается от других полуостровов? Какова природа Балканских и Дунайских
стран? В чем особенности национального состава населения этих стран? Какие черты отрасли промышленности и сельского хозяйства характерны
для стран региона?
Россия - самая большая по площади страна мира. Какими особенностями характеризуется географическое положение России?
Природа, население и хозяйство России. Каковы главные особенности природы России? Какими богатствами одарила Россию природа? В чем
особенность населения России? Как различаются географические районы России?
Практические работы. 5. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и
километрах. 6. Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки (Финляндия) с обозначением на контурной
карте основных элементов береговой линии. 7. Описание климатограммы города и выявление основных факторов формирования морского климата
(на примере Лондона). 8. Составление комплексной характеристики одной из стран с использованием различных источников географической
15

информации. 9.Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии. 10.Обозначение
на контурной карте стран, расположенных в бассейне Дуная.
Тема 6. Азия (8 ч.)
Закавказье. Где находятся страны Закавказья? Между какими частями света лежит регион? Каковы особенности природы этих стран? В чем плюсы
и минусы географического положения каждой из стран Закавказья? Каковы особенности населения и хозяйства стран Закавказья?
Юго-Западная Азия. Какие страны образуют Юго-Западную Азию и где они находятся? Какова природа этих стран? В каких климатических
поясах лежат страны региона? Чем
определяются сухость и высокие летние температуры в этихстранах? Какие религии зародились на территории региона? В чем особенность
религиозного и этнического состава населения этих стран? Какие отрасли промышленности и сельского хозяйства развиты на Аравийском
полуострове?
Центральная Азия. Где находятся страны Центральной Азии? Как особенности географического положения определяют природу стран региона?
Почему Центральную Азию называют «краем пустынь и гор»? Каковы особенности жизни населения стран Центральной Азии?
Восточная Азия. Китай и Монголия. Как по размеру территории и численности населения различаются Китай и Монголия? Что характерно для
климатических условий зимнего сезона в Монголии? Горы каких областей складчатости находятся на территории этих стран? Каковы особенности
населения и хозяйства Китая и Монголии?
Япония и страны на Корейском полуострове. Каковы особенности географического положения и природы Японии?
Как живут японцы? Каковы особенности природы и населения стран Корейского полуострова?
Южная Азия. Где находятся страны Южной Азии? Какие страны относятся к этому региону? В чем заключается разнообразие природы этих стран?
Как в Южной Азии живут люди?
Юго-Восточная Азия. Островные и полуостровные страны Юго-Восточной Азии? Характерные особенности природы этой части Азии? Как в
Юго-Восточной Азии живут люди? Какие природные зоны занимают большую часть стран региона и какое воздействие на них оказал человек?
Практические работы. 11.Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья).
12.Обозначение на контурной карте важнейших месторождений полезных ископаемых.13. Описание природы и быта населения стран Азии.
14.Характеристика муссонного климата (на примере полуострова Индостан). 15. Создание на контурной карте образа Евразии.
Тема 7. Африка (6 ч.)
Общая характеристика Африки. Каковы особенности природы Африки, как они зависят от географического положения материка? Чем
различаются страны Африки?
Северная Африка. Где находятся страны Северной Африки? Что известно о прошлом этих стран? Какие природные районы можно выделить в
Северной Африке? Чем различаются занятия населения этих стран?
Западная и Центральная Африка. Каковы размеры этой части Африки? Чем отличается природа расположенных здесь стран? Какие народы
проживают на территории Западной и Центральной Африки и чем они занимаются?
Восточная Африка. Где находятся страны Восточной Африки? Какова природа этих стран? Кто населяет страны Восточной Африки? Чем
интересен остров Мадагаскар?
16

Южная Африка. Чем отличаются страны Южной Африки по географическому положению? Каковы особенности природы этих стран? Кто
населяет Южную Африку?
Практические работы.16. Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток. 17.Создание на
контурной карте образа Африки.
Тема 8. Америка - Новый Свет (9 ч.)
Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. Каковы особенности географического положения и природы Северной и Южной
Америки?
Канада. Канада - самая северная страна Нового Света. Какова природа Канады? Как живут канадцы? Каковы особенности природы и населения
самого большого в мире острова Гренландия?
Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. Где находятся США? Каково государственное
устройство США? Каковы особенности рельефа, климата и внутренних вод США? В каких природных зонах располагается территория США?
Население и хозяйство США. Как происходило заселение территории США? Кто такие американцы и где они живут?
Какие особенности имеет хозяйство США? Чем различаются районы США?
Центральная Америка и Вест-Индия. Какие страны находятся в Центральной Америке? Что такое Вест-Индия? Чем отличаются природа,
население и хозяйство Мексики? Каковы особенности небольших стран Центральной Америки и многочисленных островов Вест-Индии?
Бразилия. Где находится Бразилия и каковы ее размеры? Какова природа Амазонии? Чем отличается природа Бразильского плоскогорья? Каковы
главные черты населения и хозяйства Бразилии?
Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. Какие страны называют Андскими? Каковы особенности рельефа Андских стран? Какие
природные комплексы сформировались в Андских странах? Каковы особенности населения и хозяйства Андских стран? Чем знамениты Андские
страны?
Лаплатские страны. Какие страны называют Лаплатскими? Какова природа этих стран? Чем характеризуется население и хозяйство Лаплатских
стран?
Практические работы. 18.Описание географического положения Южной Америки. 19.Комплексная характеристика реки (на примере Амазонки
или Параны). 20.Создание на контурной карте образа Америки.
Тема 9. Австралия и Океания (4 ч.)
Географическое положение и природа Австралии.
Какова природа Австралии? Почему Австралию можно назвать материком-заповедником?
Австралийский Союз. Когда европейцы узнали об Австралии и заселили ее? Какие особенности характерны для современного населения и
хозяйства Австралийского Союза?
Океания. Что такое Океания? Каковы особенности природы и населения Океании? Каковы отличительные особенности Меланезии, Полинезии и
Микронезии? Как образуются коралловые рифы и атоллы?
Практические работы. 21. Анализ факторов, определяющих климат Австралии. 22. Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи
или Новой Зеландии).
Тема 10. Полярные области Земли (3ч.)
17

Полярные области Земли. Что называют полярными областями Земли? Чем похожи и чем различаются Арктика и Антарктика? Что представляет
собой сухопутная часть
Арктики? Как люди исследовали полярные области Земли?
Антарктика. Каковы природные особенности Антарктики? Чем Антарктида отличается от других материков? Кто живет в Антарктиде?
Раздел III. Человек и планета: история взаимоотношений(3 ч.)
История изменения природы Земли человеком. Как изменяли природу первобытные люди? Как воздействовало на природу древнее земледелие?
Чем различается изменение
природы человеком в древности и в наши дни? Что происходит в земных оболочках под влиянием деятельности человека?
Изменение человеком природы материков. Почему у взаимоотношений человека и природы на разных материках Земли есть свои особенности?
Как человек изменяет природу Евразии и Северной Америки? Как человек изменяет природу Южной Америки? Как человек влияет на природу
Африки?

№
уро
ка

Тема урока

Кол
-во
ча-

Календарно-тематическое планирование по географии
(всего 64 часа, 2 часа в неделю)
Форма
Виды деятельности учащихся
Дата
урока

18

Вид контроля

сов

Пла
н

Фак
т

Введение
География в современном мире

5
1

2

Материки, части света и
страны.

1

Урок комплексного
применения знаний

Фронтальный опрос, работа
с атласом

3

Разнообразие стран
современного мира.
Урок-практикум. Источники
страноведческой информации.
Пр.р №1.Составление таблицы
«Разнообразие стран
современного мира» (оцен)
Урок-практикум. Карта – один
из источников страноведческой
информации.

1

Урок изучения
нового

Индивидуальный контроль

1

Практикум

Практическая работа

1

Практикум

Тематический контроль

1

4

5

Урок изучения
нового

Раздел I. Земля - планета людей

8

Тема 1. Население мира

5

6

Расселение человека по
земному шару.

1

Урок изучения
нового

7

Численность и размещение
населения мира. Пр.р. №2
«Анализ размещения населения
в мире (на примере одного или

1

Практикум

Работа с текстом учебника,
картами атласа, тестами,
составление таблиц, анализ
карт различной тематики.

Работа с текстом учебника,
картами атласа, контурными
картами, тестами, заполнение
таблиц , составление опорных
схем, групповая работа.

Вводная
беседа,
фронтальный опрос

Индивидуальный контроль,
номенклатура
Практическая работа

19

нескольких материков) по карте
«Плотность населения
мира»(оцен)
8

Человеческие расы.

1

9

Народы мира.

1

10

Городское и сельское
население.

1

Тема 2.Хозяйственная
деятельность людей
11
12

13

Возникновение и развитие
хозяйства.
Современное хозяйство мира.
Пр.р. №3 «Выделение
характерных черт
индустриального и сельского
пейзажей (обуч)
Урок обобщающего повторения
по разделу «Земля планета
людей»

Урок изучения
нового
Урок комплексного
применения знаний
Урок изучения
нового

3

Урок изучения
нового
Урок комплексного
применения знаний

1
1

Индивидуальный контроль,
номенклатура
Индивидуальный контроль,
номенклатура
Тематический контроль

Работа с текстом учебника,
картами атласа, контурными
картами, тестами, заполнение
таблиц , составление опорных
схем, групповая работа.

Фронтальный, текущий
контроль

Урок контроля и
оценки знаний

1

Тематический контроль

Раздел II. Океаны, материки и
страны мира
Тема 3. Океаны

Работа с текстом учебника,

6
20

Индивидуальный контроль

14

Мировой океан и его значение
для человечества.

1

Урок изучения нового

15

Атлантический океан - самый
молодой и освоенный.

1

Урок изучения нового

16

Особенности природы и
хозяйственного использования
Индийского океана.
Тихий океан - самый большой и
глубокий.

1

Урок комплексного
применения знаний

Индивидуальный контроль,
номенклатура

1

Урок комплексного
применения знаний

Индивидуальный контроль,
номенклатура

Северный Ледовитый океан самый маленький и холодный.
Пр.р.№4. «Составление
краткой комплексной
характеристики Северного
Ледовитого океана» (оцен)
Урок обобщающего повторения
по теме «Океаны»
Тема 4. Евразия. Общая
характеристика

1

Практикум

Практическая работа

1

Урок обобщения и
повторения знаний

Тематический контроль

20

Урок-практикум. Евразия самый большой материк Земли.

1

Урок-практикум

21

Урок-практикум. ГП Евразии.
1
Пр.р. №5 «Определение
географических координат,
протяженности материка с С на
Ю и с З на В в градусной мере и
км» (оцен)

Урок-практикум

17

18

19

5

21

картами атласа различной
тематики, контурными картами,
тестами, заполнение таблиц ,
составление опорных схем,
групповая, индивидуальная
работа. Сообщения учащихся.

Работа с текстом учебника,
картами атласа различной
тематики, контурными картами,
тестами, заполнение таблиц ,
составление опорных схем,
групповая, индивидуальная
работа. Сообщения учащихся.

Индивидуальный контроль,
номенклатура
Индивидуальный контроль,
номенклатура

Индивидуальный контроль,
номенклатура
Практическая работа

22

Урок-практикум. Рельеф
Евразии.

1

Урок-практикум

Индивидуальный контроль,
номенклатура

23

Урок-практикум. Климат
Евразии.

1

Урок-практикум

Индивидуальный контроль,
номенклатура

24

Урок-практикум. Внутренние
воды и природные зоны
Евразии.

1

Урок-практикум

Индивидуальный контроль,
номенклатура

Тема 5. Европа
25

26

27

11

Северная Европа. Пр.р. №6.
«Составление маршрута
морского путешествия с
архипелага Шпицберген в
Хельсинки (Финляндия) с
обозначением на к/к основных
элементов береговой
линии»(обуч)
Средняя Европа. Британские
острова. Пр.р. №7 «Описание
климатограммы города и
выявление основных факторов
формирования морского
климата (на примере
Лондона)»(обуч)

1

Урок-практикум

Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура

1

Урок комплексного
применения знаний

Индивидуальный контроль,
номенклатура

Франция и страны Бенилюкса.

1

Урок комплексного
применения знаний

Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура

22

Контрольная работа по текстам 1
администрации
Германия и Альпийские
1
страны.

Урок контроля и
оценки знаний
Урок комплексного
применения знаний

30

Страны Восточной Европы.
Пр.р. №8 «Составление
комплексной характеристики
одной из стран с
использованием различных
источников географической
информации»(оцен)

1

Урок - практикум

Контрольная работа.
Тематический контроль
Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура
Практическая работа

31

Южная Европа. Страны на
Пиренейском полуострове

1

Урок комплексного
применения знаний

Фронтальный контроль,
номенклатура

32

Страны на Апеннинском
полуострове. Пр.р.№9
«Подготовка краткого
туристического проспекта и
картосхемы
«Достопримечательности
страны» на примере
Италии»(обуч)
Дунайские и Балканские
страны. Пр.р. №10
«Обозначение на к/к стран,
расположенных в бассейне
Дуная»(обуч)
Польша, Чехия, Словакия,

1

Урок комплексного
применения знаний

Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура

1

Урок комплексного
применения знаний

Практическая работа

1

Урок комплексного
применения знаний

Индивидуальный опрос,
работа с атласом

28
29

33

34

23

страны Балтии
35

Россия – самое большое по
площади государство мира.

Урок-путешествие

1

Тема 6. Азия

8
Урок изучения нового

38

Закавказье Пр.р. №11
1
«Сравнительная характеристика
природы и хозяйства сухих и
влажных субтропиков (на прим.
стран Закавказья)»(обуч)
Юго-Западная Азия. Пр.р. №12 1
«Обозначение на к/к
важнейших месторождений
полезных ископаемых» (обуч)
Центральная Азия
1

39

Китай и Монголия

1

Урок комплексного
применения знаний

40

Япония и страны на Корейском
полуострове. Пр.р. № 13
«Описание природы и быта
населения стран Азии» (оцен)
Южная Азия Пр.р.№14
«Характеристика муссонного
климата (на примере
полуострова Индостан)»(обуч)

1

Урок-практикум

1

Урок комплексного
применения знаний

36

37

41

Тематический контроль
Работа с текстом учебника,
картами атласа различной
тематики, контурными картами,
тестами, заполнение таблиц ,
составление опорных схем,
групповая, индивидуальная
работа. Сообщения учащихся.

Фронтальный,
индивидуальный контроль

Урок комплексного
применения знаний

Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура

Урок комплексного
применения знаний

Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура
Индивидуальный опрос,
работа с атласом
Практическая работа

24

Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура

42

Юго-Восточная Азия. Пр.р.№15 1
«Создание на к/к образа
Евразии» (обуч)

Урок-практикум

Фронтальный,
индивидуальный контроль

43

Обобщение знаний по теме
«Евразия»

Урок обобщения и
систематизации
знаний

Тематический контроль

1

Тема 7. Африка

6

Африка. Общая
1
характеристика. Пр.р. № 16
«Определение крайних точек
материка и его протяженности с
севера на юг и с запада на
восток» (оцен)
Северная Африка
1

Урок-практикум

46

Западная и Центральная
Африка

1

Урок комплексного
применения знаний

47

Восточная Африка.

1

Урок комплексного
применения знаний

48

Южная Африка. Пр.р №17
«Создание на к/к образа
Африки» (обуч)
Урок обобщающего повторения
по теме «Африка»

1

Урок-практикум

1

Урок обобщения и
систематизации
знаний

44

45

49

Тема 8. Америка - Новый Свет
50

Северная Америка. Южная

Урок изучения
25

Практическая работа

Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура
Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура
Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура
Фронтальный,
индивидуальный контроль

Урок комплексного
применения знаний

9
1

Работа с текстом учебника,
картами атласа различной
тематики, контурными картами,
тестами, заполнение таблиц ,
составление опорных схем,
групповая, индивидуальная
работа. Сообщения учащихся.

Тематический контроль
Работа с текстом учебника,
картами атласа различной
тематики, контурными картами,

Фронтальный,

Америка. Общая
характеристика.

нового

тестами, заполнение таблиц ,
составление опорных схем,
групповая, индивидуальная
работа. Сообщения учащихся.

индивидуальный контроль

51

Канада. Пр.р. № 18 «Описание
ГП Южной Америки»(оцен)

1

Урок-практикум

52

США

1

Урок изучения
нового

53

Центральная Америка и ВестИндия

1

Урок комплексного
применения знаний

54

Бразилия. Пр.р. №19
«Комплексная характеристика
реки Амазонка»(оцен)

1

Урок-практикум

55

Хребты и нагорья Анд: от
Венесуэлы до Чили.

1

Урок- путешествие

Фронтальный,
индивидуальный контроль

56

Лаплатские страны. Пр.р. №20
«Создание на к\к образа
Америки»(обуч)

1

Урок-практикум

Индивидуальный контроль,
текущий

57

Обобщение знаний по теме
«Америка - Новый Свет»

1

Урок обобщения и
систематизации
знаний

Зачет

Тема 9. Австралия и Океания
58

Географическое положение и
природа Австралии. Пр.р. №21
«Анализ факторов,
определяющих климат
Австралии»(обуч)

3
1

Урок-практикум

26

Практическая работа
Индивидуальный контроль,
номенклатура
Текущий контроль.
Групповой контроль,
номенклатура
Практическая работа

Работа с текстом учебника,
картами атласа различной
тематики, контурными картами,
тестами, заполнение таблиц ,
составление опорных схем,
групповая, индивидуальная
работа. Сообщения учащихся.

Индивидуальный опрос,
текущий контроль

59

Австралийский Союз.

1

Урок комплексного
применения знаний

Индивидуальный контроль,
номенклатура

60

Океания. Пр.р. №22
«Географическое описание
острова (на примере Н. Гвинеи
или Н. Зеландии)»(обуч)
Тема 10. Полярные области
Земли

1

Урок комплексного
применения знаний

Индивидуальный,
тематический

61

Полярные области Земли

1

62

Антарктика.

1

2

Раздел III. Человечество на
Земле – споры о прошлом и
будущем

Урок изучения
нового
Урок изучения
нового

Работа с текстом учебника,
картами атласа различной
тематики, контурными картами,
тестами, заполнение таблиц ,
составление опорных схем,
групповая, индивидуальная
работа. Сообщения учащихся.

Индивидуальный контроль,
номенклатура
Индивидуальный опрос,
работа с атласом

Работа с текстом учебника.
Сообщения учащихся.

2

63

Обобщение по курсу
«Страноведение»

1

Урок контроля и
оценки знаний

Контрольная работа

64

Изменение человеком
природы материков.

1

Урок коррекции
знаний

Индивидуальный опрос,
работа с атласом

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».