Рабочая программа география 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС
ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов
деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему комплексных социально
ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении
населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических
процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении,
изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе
непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием
географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе
освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и
мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе
ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов,
жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития
навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого
материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном
и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям
подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав
предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9
классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе
и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям
разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации
целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы
на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических
культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными
навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение

гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической
и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для
их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной
географической задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по
установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей
между географическими объектами, процессами и явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования,
оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках
географической информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.


Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах
работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм
с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8 КЛАСС


















Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;
находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и
путешественников в освоение страны;
характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;
различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;
приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;
оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе
России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;
проводить классификацию природных ресурсов;
распознавать типы природопользования;
находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических
структур, слагающих территорию;
находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических,
геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;
сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях
взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач
в контексте реальной жизни;





















называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и
своей местности;
объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и
вулканизма;
применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды
отдельных территорий с помощью карт погоды;
проводить классификацию типов климата и почв России;
распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы
береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных
зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;
приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых
в Красную книгу России;
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;
приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;
сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других
стран;
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её
отдельных регионов и своего края;
проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении
населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для
решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
 применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост
населения», «общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация»,
«городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя
прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила»,
«безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
 представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.


Учебное и учебно-методическое обеспечения
1. География. География России. Природа и население. 8 класс. А.И.Алексеев, В.А.Низовцева, Э.В. Ким. – М.: Дрофа, 2020
2. Методическое пособие к учебникам А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В. Ким и др. «География. География России. Природа и население.
8 класс» и «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И.Алексеева / Э.В.Ким, В.И.Сиротин, А.И.
Крылов. – М.: Дрофа, 2020
3. Контрольно- измерительные материалы 8 класс/ Сост. Е.А. Жижина М: ВАКО 2016
4. Географический атлас, 8 класс
5. Контурные карты по географии, 8 класс
6. Интернет-ресурсы:
География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации http://georus.by.ru
Гео-Тур: география стран и континентов http://geo-tur.narod.Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru
Народная энциклопедия городов и регионов России "Мой Город"http://www.mojgorod.ru
и др.
Формы контроля
Стартовый, промежуточный, итоговый мониторинг в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных,
проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.

Критерии оценивания достижений обучающихся по географии
Критерии оценки устного ответа
Оценка

Критерии оценивания
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе,
последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, формулирует собственные
выводы.

5

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская
существенных неточностей в ответе на вопрос.

4

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его
деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении
программного материала.

3

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала,
допускает существенные ошибки.

2

Оценивание письменных работ
№
п/п
1

Вид работы

2

Эссе

3

Тест

Реферат

Краткая характеристика оценочного средства
Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде
полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор
раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Средство, позволяющее оценить умение письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить
анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины,
делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений
студента.
Критерии оценивания рефератов, докладов, сообщений, эссе

Оценка

Критерии оценивания

5

4

Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, выполнена задача заинтересовать читателя; деление текста на
введение, основную часть и заключение; в основной части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис; заключение
содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; правильно (уместно и достаточно) используются
разнообразные средства связи; демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию,
выполнены.
Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, в известной мере выполнена задача заинтересовать читателя; в
основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично
вытекающие из содержания основной части; уместно используются разнообразные средства связи; для выражения своих мыслей
студент не пользуется упрощѐнно-примитивным языком.

3

Во введени тезис сформулирован нечетко или не вполне соответствует теме; в основной части выдвинутый тезис доказывается
недостаточно логично (убедительно) и последовательно; заключение выводы не полностью соответствуют содержанию основной
части; язык работы в целом не соответствует уровню курса, на котором обучается студент.

2

Во введении тезис отсутствует или не соответствует теме; в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы;
выводы не вытекают из основной части; отсутствует деление текста на введение, основную часть и заключение;
Критерии оценивания теста
Оценка
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

%
выполненных
заданий
90 – 100
70 – 90
50 – 70
менее 50

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания
задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в
графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и
границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно
(требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»:
отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней
информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и
грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной
рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Технологии: Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие,
проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного
обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).
Будут учтены психолого-педагогические особенности работы в каждом классе, вариативность направлений работы с разными группами детей:






Работа с одаренными детьми
Работа с учащимися, для которых русский язык не является родным
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
Работа с девиантными, зависимыми, социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении

Разработаны тесты разного уровня сложности, проектные творческие задания, предназначенные для разных групп обучающихся.
1. Содержание курса
Введение (1 час)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они
взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический
взгляд на мир.
Раздел I Пространства России (7 часов)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство
России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.
Практические работы.
1. Географическое положение России.
2. Пограничные государства
3. Определение разницы во времени отдельных территорий.
Раздел II. Природа и человек (35 часов)
Тема 1. Рельеф и недра (5 часов)
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические
карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф.
Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую
среду. Рекультивация Земель.
Тема 2. Климат (6 часов)
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная
особенность климата России. Россия – холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.
Тема 3. Богатство внутренних вод России (4часа)
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон
рек; скорость течения, водоносность рек.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема 4. Почвы - национальное достояние страны (4 часа)
Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы - особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География
почв России.
Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Тема 5. В природе все взаимосвязано (3 часа)
ПТК. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК.
Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты
будущего.
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. (10 часов)
Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния
природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование
тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.
Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса
Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах.
Редкоочаговое расселение.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.
Тема 7. Природопользование и охрана природы. (3 часов)
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий.
Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы.
4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
5. Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных ископаемых.
6. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество
осадков по территории страны
7. Обозначение на к/к крупных рек и озер.
8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования .
9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
10. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон и условий жизни, быта людей
Раздел III. Население России (16 часов )
Тема 8. Сколько нас – Россиян? (2 часа)
Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.

Тема 9. Кто мы? (2 часа)
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источник географической информации. Их виды.
Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 часа)
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции,
характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию из нее.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.
Картограммы как вид географической информации.
Тема 11. Человек и труд. (1 час)
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География
безработицы.
Тема 12. Народы и религии России. (3 часа)
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.
Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны,
связь религиозного и этнического состава населения.
Тема 13. Где и как живут люди? (6 часов)
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство
, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.
Практические работы.
11. Города России.
Раздел IV. Природа и население Волгограда и Волгоградской области (9 часов).
Географическое положение региона. Особенности рельефа. Полезные ископаемые. Особенности климата. Внутренние воды. Ландшафты и ООПТ.
Население Волгограда и Волгоградской области.
Практические работы.
12.Нанесение на контурную карту объектов природы региона.
№
1
2

Название темы
Введение
Раздел I. Пространства России.

Количество часов
1
7

Количество практических
работ
2

3
4
5.

Раздел II. Природа и человек
Раздел III. Население России
Раздел IV. Природа и население Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Итого:

35
16
9
68

7
2
1
12

3. Календарно-тематическое планирование
№
Уро
ка

Дата
План

Тема урока

Планируемые результаты

личностные

Факт
1

предметные

Введение (1 час)
Зачем мы изучаем географию Осознание себя
Называть основные
России
как члена
задачи географической
общества –
науки, различные
гражданина
источники
России
географической
информации

Форма
контроля

Практические
работы

метапредметные

Отбирать
нужные
источники
информации,
оценивать и
анализировать
их особенности
и значимость

Решение учебнопознавательных
задач

Раздел I. Пространства России (7 часов)
2

Россия на карте мира

3

Географическое положение
России.

Представление о
России как
субъекте
мирового
географического
пространства

Особенности ГП России,
факторы ГП России,
соседи России 1 и 2
порядка, оценка
сухопутных и морских
границ, сравнивать ГП
стран, определять время
на разных участках
территории России.
Понимают и объясняют
задачи географии в
разные исторические

Анализировать и
делать выводы
на основании
работы с
картосхемами
учебника,
работать с
географической
картой

Самостояте
льная
работа на
к/к
Работа на
к/к

Практ. Раб.
№1.Географичес
кое положение
России
Практич.
раб.№2.Пограни
чные
государства
решение учебнопрактических
задач

периоды.
4
5

Границы России.
Стартовый контроль.
России на карте часовых
поясов. Решение задач на
определение поясного
времени

6

Формирование территории
России

7

Географическое изучение
территории России

8

Обобщение знаний по
разделу «Пространства
России»

9

10

11

Строение земной коры
(литосферы) на территории
России
Особенности рельефа России

Современное развитие
рельефа

Работа на
к/к , тест
Решение
задач на
определени
е поясного
времени

Практич.
раб.№3.Определ
ение разницы во
времени
отдельных
территорий
Решение учебнопознавательных
задач
Решение учебнопознавательных
задач

Итоговое
тестирован
ие
Раздел II. Природа и человек (35 часов )
Тема 1. Рельеф и недра (5 часов)
Осознание
Читать и анализировать
целостности
карты по теме,
природы,
геохронологическую
гордость и
таблицу, определять
любовь к своей
возраст горных пород по
стране
геологической карте,
доказывать соответствия
рельефа и тектонических
структур, называть
важнейшие особенности
рельефа России,
показывать на карте
основные формы
рельефа, приводить

Планировать
проектную или
исследовательск
ую
деятельность;
выявлять
причинноследственные
связи, владеть
навыками
анализа;
работать с
текстом и
внетекстовыми

Анализ
тектоничес
кой и
физическо
й карт,
работа на
контурной
карте
Самоконтр
оль

Решение учебнопрактических
задач
Практич. раб.
№4.Обозначение
на к/к главных
тектонических
структур,
наиболее
крупных форм
рельефа
Решение учебнопознавательных
задач

12

Использование недр

13

Итоговый урок по теме
«Рельеф и недра»

14

Общая характеристика
климата России

15

Закономерности циркуляции
воздушных масс.
Атмосферные фронты,
циклоны, антициклоны
Распределение температур и
осадков

16

17

Типы климата нашей страны

примеры влияния
рельефа на жизнь и
хозяйственную
деятельность человека,
показывать на карте
районы вулканизма и
землетрясений,
определять по карте
опасные районы,
называть меры
безопасности при
стихийных явлениях,
показывать на карте
наиболее крупные
месторождения,
высказывать доводы и
приводить примеры в
пользу рационального
природопользования
Тема 2. Климат (6 часов)
Осознание
Приводить примеры
целостности
влияния климата на
природы,
жизнь;по картам
гордость и
называть факты,
любовь к своей
подтверждающие
стране
влияние ГП на климат;
объяснять на примерах
изменчивость
климатических условий
вследствие циркуляции
атмосферы;
на основе анализа карт
приводить примеры и
объяснять особенности
распределения

компонентами
учебника;
представлять
информацию в
различных видах
(тезисы,
описания,
презентации),
Тестирован
кратко
ие
формулировать
мысли в устной
и письменной
форме в логике
поставленного
вопроса

Практич. раб.
№5.Установлени
е взаимосвязей
тектонических
скульптур,
рельефа и
полезных

Работать с
различными
источниками
информации;
высказывать
свои суждения,
подтверждая их
фактами;
предоставлять
информацию в
различных
формах

Решение учебнопознавательных
задач

Учебное
исследован
ие по
картам,
анализ
Учебное
исследован
ие

Решение учебнопрактических
задач

Практич. раб.
№6.Определение
по картам

18

Климат и человек

19

Итоговый урок по теме
«Климат»

20

Реки

21

Озера, подземные воды,
болота, многолетняя
мерзлота, ледники.

22

Человек и вода

температур и осадков на
территории России;
характеризовать,
используя
картографические
источники информации,
различные типы
климатов; оценивать
различные
климатические условия с
точки зрения жизни
людей; высказывать
оценочные суждения об
особенностях климата
России с точки зрения
комфортности
проживания людей
Климат и человек.
Агроклиматические
ресурсы
Тема 3. Богатство внутренних вод России (4 часа)
Эмоциональноценностное
отношение к
природе

Приводить
доказательства в пользу
утверждений: »Реки природный ресурс»,
«Реки - географический
каркас территории»;
Показывать на карте
крупные речные системы
страны; Давать
характеристику реки на
основе анализа карт;
отбирать необходимые
карты для

Ставить учебные
задачи и
планировать
свою работу,
понимать
разницу между
описанием и
характеристикой
объекта;
сравнивать
объекты,
выделяя
существенные

синоптичес
кой карты,
анализ

Самоконтр
оль

закономерностей
распределения
солнечной
радиации,
средних
температур
января и июля,
годовое
количество
осадков по
территории
страны
Решение учебнопознавательных
задач

Тестирован
ие

Самоконтр
оль

Работа в
к/к

Анализ
физической
карты, работа с
к/к, Решение
творческих задач
Практич. раб.
№7.Обозначение
на к/к крупных
рек и озер
Практич.
раб.№8.
Характеристика
реки с точки

23

характеристики или
признаки;
описания реки;,
создавать
приводить примеры
собственную
значения разных видов
информацию;
внутренних вод как
участвовать в
водных ресурсов;
совместной
Обобщение по теме «
показывать на карте
деятельности
Богатство внутренних вод
крупные озёра, области
России»
многолетней мерзлоты,
ледников; объяснять
размещение внутренних
вод по территории
страны; приводить
доказательства
необходимости
рационального
использования водных
ресурсов; приводить
примеры рационального
использования объектов
внутренних вод
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны ( 4 часа)

24

Почвы - «особое природное
тело»

25

География почв России

26

Почвы и урожай

Эмоциональноценностное
отношение к
природе

Приводить
доказательства в пользу
утверждения «Почвы зеркало рельефа и
климата»; объяснять
размещение основных
типов почв на
территории России;
приводить примеры
рационального
использования почв

Находить,
отбирать и
использовать
различные
источники
информации по
теме; сравнивать
объекты,
выделяя
существенные
признаки;
выявлять

зрения
возможностей
хозяйственного
использования
Тестирован
ие.

Самоконтр
оль

Практич. раб.
№9. Анализ
почвенного
профиля и
описание
условий его
формирования
Решение учебнопрактических
задач
Решение учебнопознавательных

27

причинноследственные
связи

Рациональное использование
и охрана почв

задач
решение
творческих
задач,
Тестирован
ие

Тема 5. В природе все взаимосвязано (3 часа)
28

29

30

Понятие о природном
территориальном комплексе.
Промежуточный контроль.
Свойства природных
территориальных
комплексов
Человек в ландшафте

Эмоциональноценностное
отношение к
природе

Приводить примеры и
показывать на карте
различные виды ПТК,
свойств ПТК и их
значения для жизни и
деятельности человека;
аргументированно
объяснять изменения
свойств ПТК под
влиянием тех или иных
факторов; называть
отличительные
особенности ПТК ;
объяснять отрицательное
и положительное
влияние человека на
окружающую среду,
ландшафты; приводить
примеры
положительного и
отрицательного
воздействия на среду
природных комплексов
разных типов

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (10 часов)

Объяснять
значение
основных
понятий темы;
выделять
существенные
признаки
объектов;
выявлять
причинноследственные
связи; работать с
учебными
текстами,
схемами ,
картосхемами,
статистикой,
географическим
и картами;
формировать
свои мысли и
выводы в устной
и письменной
форме,
презентаций

Тест

Индивидуа
льный
опрос
Решение
творческих
задач.

Решение учебнопрактических
задач

31

Учение о природных зонах

32

«Безмолвная» Арктика

33

Чуткая Субарктика

34

Таежная зона

35

Болота

36

Зона смешанных
широколиственных лесов

37

Лесостепи и степи

38

Полупустыни и пустыни,
субтропики

39

«Многоэтажность» природы
гор. Человек и горы

Эмоциональноценностное
отношение к
природе

Аргументировать
проявление зональности;
доказывать взаимосвязь
и взаимозависимость
природных компонентов
в природном комплексе;
приводить примеры
влияния природных
условий ПК на
расселение населения и
виды хозяйственной
деятельности и
экологического давления
на окружающую среду в
зависимости от вида ПК;

Объяснять
значение
основных
понятий темы;
представлять
информацию в
различных
видах, кратко
формулировать
мысли в устной
и письменной
форме в логике
поставленного
вопроса;
работать с
различными
источниками
информации;

давать характеристику
отдельных природнохозяйственных
комплексов

выявлять
причинноследственные
связи

Обозначение на
к/к границ
природных зон
Учебное
исследование по
картам .
Решение
проблемных
задач
Самооценк Решение
а
проблемных
задач
Тестирован Решение учебноие,
практических
задач
Индивидуа Прогнозировани
льный
е изменения
опрос
одного из
компонентов
ПТК при
заданном
изменении
другого
Решение учебнопрактических
задач
Тестирован Решение
ие
проблемных
задач
Самостояте
льная
работа
Учебное
исследование по

40

41

42

43

44

Обобщение знаний по теме «
природно-хозяйственные
зоны»

Тема 7. Природопользование и охрана природы (3 часа)
Природная среда, природные ЭмоциональноПриводить примеры
Объяснять
условия, природные ресурсы ценностное
необходимости
значение
отношение к
рационального
основных
использования ресурсов; понятий темы;
Рациональное использование окружающей
среде,
аргументировать
работать с
природных ресурсов
необходимости её необходимые
разными
сохранения и
мероприятия по охране
источниками
рационального
ресурсов, в зависимости информации;
использования
от вида – исчерпаемости, отбирать
неисчерпаемости,
информацию для
возобновляемости и т.д.; аргументации
своих доводов
Охрана природы и
приводить примеры и
охраняемые территории
показывать на карте
ООПТ; приводить
примеры экологических
проблем;, выявлять
причины возникновения
экологических проблем
Раздел III . Население России (17 часов)
Тема 1. Сколько нас – Россиян? (2 часа)
Численность населения
Осознание себя
Называть численность
Объяснять
как члена
населения страны;
значение
общества –
сравнивать Россию с
основных

картам атласа.
Практическ Практич. раб.
ая работа
№10.Выявление
взаимосвязей и
взаимозависимо
сти природных
зон и условий
жизни, быта
людей

Самооценк
а

Решение учебнопрактических
задач
Решение
проблемных
задач

Практическ Нанесение на к/к
ая работа
особо
охраняемых
природных
территорий
России. Решение
творческих задач

Решение учебнопознавательных
задач

45

46

47

Воспроизводство населения

Соотношение мужчин и
женщин (половой состав
населения)
Возрастной состав населения

гражданина
России

другими крупнейшими
странами мира по этому
показателю; объяснять
изменения численности
населения и
естественного движения
населения в
историческом плане;
объяснять различие
между традиционным и
современным типами
воспроизводства

Тема 2. Кто мы? (2 часа)
Осознание себя
Объяснять влияние
как члена
различных факторов на
общества –
продолжительность
гражданина
жизни населения страны;
России
строить диаграммы и
графики на основе
статистических
материалов, читать и
анализировать их,
объяснять особенности
половозрастного состава
населения страны;
объяснять причины,
влияющие на
численность населения ;

понятий темы,
выделять
существенные
признаки
объектов;
выявлять
причинноследственные
связи; работать с
учебными
текстами,
схемами ,
статистикой,;
формировать
свои мысли и
выводы в устной
и письменной
форме,
презентаций

Решение учебнопознавательных
задач

Строить
диаграммы и
графики,
выявлять
причинноследственные
связи, делать
выводы;
анализировать
информацию;
представлять
результаты в
различной
форме

Решение
проблемных
вопросов
Решение учебнопрактических
задач

Самооценк
а

48

Миграции населения России

49

Внешние миграции

50

Территориальная
подвижность населения

51

География рынка труда

объяснять современную
демографическую
ситуацию в стране
Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3 часа)
Осознание себя
Объяснять причины и
как члена
основные направления
общества –
миграций населения
гражданина
России
России

Тема 4. Человек и труд (1 час)
Готовность к
Характеризовать состав
осознанному
и использование
выбору
трудовых ресурсов
дальнейшей
страны
профессионально
й траектории

Объяснять
значение
основных
понятий темы,
Строить
диаграммы и
графики,
выявлять
причинноследственные
связи, делать
выводы;
анализировать
информацию;
представлять
результаты в
различной
форме
Объяснять
значение
основных
понятий темы,
Строить
диаграммы и
графики,
выявлять
причинноследственные
связи, делать
выводы;

Фронтальн
ый опрос

Решение учебнопознавательных
задач
Решение
проблемных
вопросов
Решение учебнопрактических
задач

Решение
проблемных
вопросов.
Исследовательск
ая работа

анализировать
информацию;
представлять
результаты в
различной
форме
52

Этнический состав
населения

53

Этническая мозаика России

54

Религии народов России

55

Плотность населения

56

Расселение и урбанизация

Тема 4. Народы и религии (3 часа)
Осознание
Показывать на карте
единства
районы проживания
географического
крупных народов;
пространства
приводить примеры
России как
республик в составе
единой среды
России, определять по
обитания всех
статистическим
населяющих её
показателям долю
народов
титульной нации
автономных
образований; приводить
примеры влияния
религиозных традиций
на жизнь и быт народов
России

Тема 6. Где и как живут люди? (5 часов)
Осознание себя
Читать графики
как члена
изменения соотношения
общества –
городского и сельского
гражданина
населения страны;
России

Называть и показатели
процесса урбанизации;

Объяснять
значение
основных
понятий темы,
Строить
диаграммы и
графики,
выявлять
причинноследственные
связи, делать
выводы;
анализировать
информацию;
представлять
результаты в
различной
форме

Фронтальн
ый опрос

Решение учебнопознавательных
задач
Решение учебнопрактических
задач
Творческая
работа

Индивидуа
льный

Выделение на
к/к главной
полосы
расселения .
Решение учебнопрактических
задач
Решение учебнопознавательных

Самооценк
а

Объяснять
значение
основных
понятий темы;

называть
способы

57

Города России

58

Сельская Россия

59

объяснять разнообразие
типов заселения
территории на основе
анализа текстовых
источников и карт;
называть и выделять на
карте крупнейшие
города России; называть
функции городов;
приводить примеры
территориальных
различий в условиях
жизни и хозяйственной
деятельности в
различных типах
поселений

Итоговый урок по разделу
«Население России»

отображения
географической
информации на
различных видах
карт; выделять,
объяснять,
описывать
существенные
признаки
географических
объектов и
явлений;
работать с
различными
источниками
информации,
интернетресурсами

опрос
задач
самоконтро Практич. раб.
ль
№11.Нанесение
на к/к городов –
миллионеров
Моделирование
возможных
вариантов
использования
сельской
местности в зоне
степей, тундры,
горах. Решение
учебнопрактических
задач
тестирован
ие

Раздел IV. Природа и население Волгограда и Волгоградской области (7 часов)
60

Географическое положение
региона

Осознание себя
как члена
общества –
жителя
Волгограда

Называть особенности
географического
положения региона;
давать характеристику
рельефа своей
местности;

61

Особенности рельефа.
Полезные ископаемые.

62

Климат, погоды региона

Эмоциональноценностное
отношение к
окружающей

характеризовать
особенности климата
своей местности,
типичные погоды;

Работать с
различными
источниками
информации;
высказывать
свои суждения,
подтверждая их
фактами;
предоставлять
информацию в
различных
формах

Практич. раб.
12.Нанесение на
контурную карту
объектов
природы
региона.

самооценка Решение учебнопрактических
задач
Фронтальн Решение учебно-

63

Внутренние воды

64

Ландшафты и ООПТ.
Итоговый контроль

65

Население Волгограда и
Волгоградской области.

66

Обобщающее повторение

67

Обобщающее повторение

68

Итоговый урок по курсу
«География России. Природа
и население»

среде,
необходимости её
сохранения и
рационального
использования

Овладение
системой
географических
знаний и умений,
навыками их
применения в
различных
жизненных
ситуациях

4.2.Темы творческих работ.
1.Географическое изучение территории России.
2. Климат и человек.
3. Внутренние воды России.
4.ООПТ России.
5. Народы России.
4.3.Темы проектов.
1. Человек и вода.
2. Человек в ландшафте.
3. Проблемы использования природных зон.
4. География рынка труда.
5. Природа и население Волгограда и Волгоградской области

характеризовать
особенности внутренних
вод, компонентов ПТК
региона, ООПТ;
называть численность
населения региона,
миграционные процессы,
оценивать
демографическую
ситуацию в регионе,
рынок труда,
национальный состав,
крупные населеннее
пункты

ый опрос

практических
задач
Практическ Решение учебноая работа
практических
задач
Тест
Решение учебнопрактических
задач
Решение учебнопознавательных
и учебнопрактических
задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».