Рабочая программа по родному языку 6 класса

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» создана на основе:
•

Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации»;

•
•

Образовательной программы МОУ «Вербенская средняя школа» Николаевского муниципального района Волгоградской области;
Учебного плана школы на 2022-2023 учебный год;

•

Федерального перечня учебников, утверждённого в соответствии с Приказом Министерства образования № 249 от 18. 05. 2020 года «О
внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 09. 2013 года № 1047».

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской
программы по русскому родному языку для 5, 6, 9 классов (авторы Александрова О.М., Загоровская О.В., Вербицкая Л.А., Богданов С. И.). - М.:
Просвещение, 2020г.
Согласно учебному плану на изучение родному (русскому) языку отводится в 6 классе 1 час в неделю,34 часа на год, 34 учебные недели.

Цель изучения в современной школе
Курс родного (русского) языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
•

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;

•

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

•

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с литературным текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
2

Основные задачи содержания предметной области:
•

воспитывать ценностное отношение к родному языку, как хранителю культуры, включать в культурно-языковое поле своего народа,
формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;

•

обогащать активный потенциальный словарный запас, развивать у обучающихся культуру владения родным языком в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

•

формировать знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах.

Согласно учебному плану на изучение родного (русского) языка отводится в 6 классе 1 час в неделю,34 часа на год, 34 учебные недели.

3

6 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Язык и культура (9ч + 1 к/р)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национальнокультурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта,
значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного
уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов
России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее
представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической
окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев,
традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной
русской грамотности и др.). Контрольная работа № 1
Раздел 2. Культура речи (11 ч + 1 к/р)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚
разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме
род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего
времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить,
включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
4

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён
и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных
м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен,
вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение
местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные
грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не
«туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности
(смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов,
профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен –
медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической
нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета:
сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.
Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые
формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные
формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Контрольная работа № 2
Раздел 3. Речь. Текст (11 ч + 1 к/р)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного
ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые
5

средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила
создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Итоговая промежуточная аттестация (контрольная работа)
Планируемые результаты освоения программы 6 класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 6 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт
представление о том, какими именно знаниями, умениями ,навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и
коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский
родной язык» в 6 классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать
сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);
- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи(в рамках
изученного);
- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка(в рамках изученного);
- понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать (в рамках изученного)
историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
-правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения;
- характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);
- целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;
- объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
6

- регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
- корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в изученного рамках);
- употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках
изученного);
- анализировать и различать типичные речевые ошибки;
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
- редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
- использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и
правописания;
- использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚
омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и
предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; впроцессе редактирования текста;
7

- использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков
препинания в письменной речи.
«Речь. Текст»:
- владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации;
- создавать тексты в жанре ответов разных видов;
- уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на роке) различных видов.

Календарно- тематическое планирование
№

1

Раздел

Кол-во

Дата по

Тема урока

часов

плану

Раздел 1. Язык и культура – (9ч + 1 к/р)

Дата по
факту

Примечание

1

Из истории русского литературного языка
2

Диалекты как часть народной культуры

1

3

Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур

1

4

Особенности освоения иноязычной лексики

1

5

Современные неологизмы

1

6

Отражение во фразеологии истории и культуры народа

2

7

Современные фразеологизмы

1
8

8

Повторение и обобщение раздела «Язык и культура»

1

9

Контрольная работа №1

1

10

Раздел 2. Культура речи - (11 ч + 1 к/р)

1

Стилистические особенности произношения и ударения
11

Нормы произношения и отдельных грамматических форм

1

12

Синонимы и точность речи

1

13

Антонимы и точность речи

1

14

Лексические омонимы и точность речи

1

15

Особенности склонения имен собственных

1

16

Нормы употребления имен существительных

1

17

Нормы употребления имен прилагательных, числительных,
местоимений

2

18

Речевой этикет

1

19

Повторение и обобщение раздела «Культура речи»

1

20

Контрольная работа № 2 Типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи

1

21

Раздел 3. Речь. Текст (11 ч + 1 к/р)

1

Эффективные приемы чтения
22

Этапы работы с текстом

1

23

Тематическое единство текста

1
9

24

Текст описательного типа

1

25

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина

1

26

Научный стиль. Словарная статья

1

27

Научное сообщение. Устный ответ

2

28

Виды ответов

1

29

Повторение и обобщение раздела «Речь. Текст»

1

30

Итоговая промежуточная аттестация (контрольная работа)

1

31

Итоговый урок

1

Итого:

34

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».