Рабочая программа по литературе 6 класса

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по литературе
для 6 класса:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Требования ФГОС основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от
17 декабря 2010 года № 1897);
3. Авторская программа под редакцией В.Я. Коровиной, - М.: Просвещение, 2014г;
4. Учебный план МОУ «Вербенская СШ» на 2022-2023 учебный год;
5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МОУ «Вербенская
СШ»;
6. Учебник «Литература» 6 класс, под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И 2021 г.

Цели программы
•

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно-нравственной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности;

•

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ,
основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной
формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст;

•

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели
деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую
информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

•

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной
деятельности, речевом самосовершенствовании.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Литература» в основной общеобразовательной школе изучается с 5 по 9 классы. В соответствии с
Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений и учебным планом МОУ «Вербенская
СШ» на 2021-2022 учебный год рабочая программа по литературе в 6 классе рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34
учебных недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

•

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература»,
являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и
народов мира;

•

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари,
энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

•

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать
выводы;

•

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;

•

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной
деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,
древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и
зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,
непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,
понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка
и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений,
классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений
литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в
создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного курса по литературе
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.
Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние
обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и
простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и
поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума
находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении
общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня
«Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта.
Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы,
красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация
как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности
стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка,
колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой
подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного
автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести.
Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира
Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести,
независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные
представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэтаизгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности
сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест)
размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный
мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы,
запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в
изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...».
Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь»,
«Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.
Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и
неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как

естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность
поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация
христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей.
Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение
эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в
стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его
униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический
эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные
представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия.
Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как
воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства,
передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев.
Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть
взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и
сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С.
Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на
полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Вор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные
проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька
Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная
стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в
жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
В. М. Шукшин. Краткий рассказ о писателе. Образ «странного» героя в литературе. Особенности шукшинских
героев- «чудиков» в рассказах «Срезал» и «Критики».
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой»
лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно
из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...»,
«Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь
ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Из литературы народов России.
Общечеловеческое и национальное в литературе народов России. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга».К. Кулиев.
«Когда нва меня навалилась беда...», «Каким бы малымни был мой народ...»
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки
Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические
подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость,
сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем.
«Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный,
бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и
исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его
реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в
критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и
людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного
чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть
И. А. Крылов. Листы и корни. Ларчик. Осел и Соловей (на выбор)
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. Листок. Три пальмы. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва»
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
№
п\п

Тема урока

Кол- Дата по
во
плану
часо

Дата по
факту

Примечание

в
1
1

7

Введение. В дорогу зовущие
Устное народное творчество .Обрядовый фольклор. Календарнообрядовые песни
Пословицы и поговорки
Загадка как малый жанр фольклора. Афористичность загадок
Р.Р. В чём красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный
праздник
Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая
энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе»
Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха» Аллегория и мораль в басне

8
9
10
11

И.А. Крылов «Осёл и Соловей»
И.А. Крылов «Листы и Корни »
И.А. Крылов «Ларчик»
А. С Пушкин. Лицейские годы. Слово о поэте.

1
1
1
1

12

1

14

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении
«И.И.Пущину»
Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых
устремлений поэта
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе

15

Р.Р. Двусложные размеры стиха

1

16

Контрольная работа по лирике

1

17

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила
Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение
своенравных характеров
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма
Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом
Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»
Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина
«Дубровский»
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

1
2
3
4
5
6

13

18
19
20
21
22

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34
35

36
37

38

39
40
41
42

Сюжет и композиция романа «Дубровский»
Обобщение по теме «Дубровский».
Р.Р. Сочинение. Сравнительная характеристика «Два помещика» (по
роману А..Пушкина «Дубровский»)
Внеклассное чтение
А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
(«Барышня-крестьянка»)
Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка»
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина
М.Ю. Лермонтов. Биография. Стихотворение «Тучи». Мотивы
одиночества и тоски поэта-изгнанника
Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема
поверженной красоты
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок»,
«Утёс»
Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова
И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин
луг».

1

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и
внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл
названия рассказа
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев.
Стихотворения «Неохотно и несмело…», , «Листья»
Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность
человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун
поднялся...».
А.А.Фет. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях«Ель рукавом
мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба,
у берёзы…». Переплетение природы и любви
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета
Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой,
творческой народной работе»
Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова
«Железная дорога»
Внеклассное чтение
Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1
1
1
1

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
6263
64
65
66
67
68

Р.Р. Трёхсложные размеры стиха
Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера
«Там, где стоит «левша», надо читать «русский над» (Н. Лесков). Народ
и власть в сказе
Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша»
Внеклассное чтение
Н.С.Лесков. Рассказ «Человек на часах»
А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в
рассказе
Внеклассное чтение
А.П.Чехов. «Смерть чиновника»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна!Как воздух чист...», «Чудный град
порой сольется...»
Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая
мгла…»
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
А. С. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои:
Лонгрен, Эгль, Ассоль
Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг
нас
М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый
автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч
Образ природы в сказке-были
Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне»
Человек в окружающем мире. «Что есть правда?»
Р. Р. Особенности композиции и смысл названия сказки
Р.Р. Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши
Стихотворения о Великой Отечественной войне

1
1
1

Внеклассное чтение А.А. Лиханов»! Последние холода»
Патриотические чувства авторов. Обучение выразительному чтению.
В.П.Астафьев. рассказ «Конь с розовой гривой»
Р.Р . Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с
розовой гривой»
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского»: трудности

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

послевоенного времени.
«Уроки французского» стойкость главного героя
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл
названия рассказа
Р.Р . Классное сочинение по произведениям В.Астафьева и
В.Распутина
Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал»
Внеклассное чтение
Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»
Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные
вопросы в рассказе
Юмор в рассказе Ф. Искандера
Контрольное тестирование по произведениям 20 века
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок.
Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»
C.А. Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Пороша» Чувство любви
к природе и к Родине.
А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».
Постижение красоты
Н.М. Рубцов. «Тихая лирика». Стихотворения «Звезда полей», «Листья
осенние», «В горнице» Человек и природа в лирике поэта.
Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга» Любовь к
малой родине и своему народу.
Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…»,
«Каким бы малым ни был мой народ…»
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия»
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».
Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции
Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда
об Арионе»
А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа
Гомер и его героические поэмы «Илиада»
Гомер и его героическая поэма «Одиссея»
Гомер и его героическая поэма «Одиссея»
Внеклассное чтение Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон
Кихот» Проблема истинных и ложных идеалов.
И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» : ПРОБЛЕМА БЛАГородства,

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

достоинства и чести.
П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.
П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»:отец и сын Фальконе,
проблемы чести и предательства.
Внеклассное чтение
М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»
А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и
мудрая притча
Друзья и враги Маленького принца
«Маленький принц», вечные истины в сказке-притче
Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся
Литературная викторина
Урок-игра «Путешествие по литературной стране»
Итоговый урок. Задание для летнего чтения
Всего:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».