Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» разработана на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему
в образовательную область «Родной язык и родная литература», примерной программы по учебному предмету «Русский
родной язык» для образовательных организаций по русскому языку для 8 классов и в соответствии с учебным планом
МОУ «Вербенская СШ» на 2021 – 2022 учебный год.
В курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа,
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры
народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Язык и культура (12 ч)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка,
древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и
основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные,
книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ»
в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя,

обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других
народов.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические
ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в
словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах
иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт;
произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение
мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи.
Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике,
художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические
ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное
сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода
(врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного
несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два,
три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много,
мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение
обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в
коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (13ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины
неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы
опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.
Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебнонаучной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы
дневника и т.д.
На изучение курса в 8 классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа в год. Срок реализации программы –
2021-2022 учебный год.
Содержание учебного предмета
Количество часов
теория
практика

№ пп

Название раздела

1

Язык и культура

9

4

2

Культура речи

5

2

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

11

4

25

10

Итого

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Колво
часов

Дата
Тема урока
Язык и культура 12 ч

1
2
3

1
1
1

4

1

Исконно русская лексика
Особенности исконно русской лексики
Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Старославянизмы
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка

5
6

1
1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие
старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи
Иноязычная лексика в дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет в русской культуре
Особенности речевого этикета в русской культуре
Русский человек в обращении к другим

план

факт

Примечание

12

1

Проверочная работа № 1
(представление проектов, результатов исследовательской
работы)
Культура речи – 10 ч

13-14

2

15
16

1
1

17-18
19

2
1

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в
современной речи
Нормы употребления терминов
Особенности употребления терминов в публицистике,
художественной литературе, разговорной речи
Трудные случаи согласования в русском языке
Трудные случаи согласования в русском языке

20
21

1
1

Особенности современного речевого этикета
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации

22

1

Проверочная работа № 2
(представление проектов, результатов исследовательской
работы)
Речь. Речевая деятельность. Текст. 13 ч.
Информация: способы и средства ее получения и
переработки
Слушание как вид речевой деятельности..

23

1

24

1

25

1

Эффективные приёмы слушания

26

1

Аргументация. Правила эффективной аргументации

27
28

1
1

Доказательство и его структура.
Виды доказательств

29
30
31
32

1
1
1
1

Разговорная речь. Самопрезентация
Научный стиль речи.
Реферат. Учебно-научная дискуссия
Язык художественной литературы.

33

1

Сочинение в жанре письма

34

1

Проверочная работа № 3
(представление проектов,
результатов
исследовательской работы)

Список учебно-методической литературы:
1. Русский родной язык : 8 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова,
О. В. Загоровская,С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2020.
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования. URL:
http://fgosreestr.ru/registry/primernayarabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazykdlyaobshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
3. Русский родной язык. 8 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и
др.] URL: http://uchlit.com.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».