Рабочая программа по литературе для 8 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана в соответствии с:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413;
– Авторской программы по литературе для 5-11 классов ( В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;
под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух
частях).
- письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
-);
– Уставом ОО;
– Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО; –
Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений обучающихся в
ОО;
– Положением о внутренней системе оценки качества образования;

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени ( 2 часа в неделю)
Цель и задачи обучения.
Цель учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен
на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению:
2

воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом основных историко-литературных
сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать её, осуществлять библиографический поиск, поиск информации в Интернете, владеть разными видами сокращений текста и
проч.)
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.

Технологии обучения, формы уроков, методы обучения. При реализации программы используются следующие методы:
• Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение
произведений)
• Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)
• Частично - поисковый (комментированное и аналитическое чтение, словарная работа, элементы анализа лирического, эпического
произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры и др.);
• Исследовательский
При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочинений-рассуждений по изученным литературным
произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. На
уроках литературы много времени отводится и на применение стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование
словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный
подход к изучению произведений.
3

Формы контроля:
промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика
героя, сравнительная характеристика героя, сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы
разного вида (подробные, сжатые, выборочные, аналитические), составление плана, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким
ответом, презентация, проект.
итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с
кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
.
Планируемые результаты изучения курса литературы в 8 классе.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы (ода, элегия,
баллада, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма, комедия), литературный ритм, рифма, способы рифмовки,
стихотворные размеры, силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись,
сравнение, гипербола, эпитет, метафора; композиция произведения, портрет, пейзаж, литературный герой, герой- повествователь,
лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы,
психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении,
тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других
народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
4

уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и
формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
характеризовать литературного героя, составлять сравнительную характеристику литературных героев;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы,
связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, писать отзыв, аннотацию на
изучаемое произведение, составлять план, тезисы статьи, таблицы.
Содержание тем учебного курса
Введение.( 1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества
классиков русской литературы.
Устное народное творчество.( 2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной
лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики
частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности
содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.( 2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра
Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
5

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые
литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической
повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные
представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века.( 3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века.( 33 ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обор». Критика вмешательства
императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков:
самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема
расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень
сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского
бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.
Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша
Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции.
6

Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие
авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).
Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании
произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система
предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и
символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры,
символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его
творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный,
мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.
Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма
(начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном
произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии
к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков
чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы
«от начала до конца вытекает из характеров» (В .И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина
как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество,
косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского
холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в
художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного
города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего
основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов
язык (развитие понятия).
7

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея
разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта.
Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль
антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний
вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш», А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века.( 20 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в
различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания,
любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное
звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему.
Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина,
С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление
художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О .Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»(отрывки).
Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического
повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах
сатириконцев.
8

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для
самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и
поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни
воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы.
Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные
представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания,
гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика
рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных
будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.
Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и
героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне
сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический
характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей
деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне,
скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.
Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в
произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.( 6 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта
– символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
9

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов
– живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница
лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере .«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера.
Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и
общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные
герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта,
обстановки, семейных устоев и отношений.

Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией
В.Я. Коровиной:
1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв
В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2019 г
2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.»Москва: «Экзамен»,2017.
3. «Читаем, думаем, спорим..». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2016
4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе. К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс».» М.: «Экзамен», 2018.
5. «Программа по литературе для 5-11 классов». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П.
Полухина. – М. «Просвещение», 2019.
6.В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)

10

Каденларно-тематическое планирование
№
п/п

Название темы

Количество
часов,
отводимых на
освоение
темы
1

1

Введение. Русская литература и
история.
Ц е л ь :выявить связи литературных
сюжетов и героев с историческим
процессом

2

Устное народное творчество. Русские
народные песни. Частушки.
Ц е л ь : дать представление о народной
песне (лирической, исторической), о
частушке как малом песенном жанре

1

3

Предания.
Ц е л ь : познакомить с жанровыми
особенностями предания

1

4

Из древнерусской литературы.
«Повесть о житии и о храбрости
благородного и великого князя
Александра Невского»
(фрагменты).
Ц е л ь : познакомить с произведениями
древнерусской литературы на

1

Дата
проведения
План Факт

Примечания

11

патриотическую тему

5

«Шемякин суд» как сатирическое
произведение XVIII века.
Ц е л и : дать представление о
сатирической повести как жанре
древнерусской литературы; раскрыть
особенности поэтики бытовой
сатирической повести

1

6

Из литературы XVIII века (общий
обзор).
Ц е л и : дать представление о русской
литературе XVIII в.; раскрыть
особенности русского классицизма

1

7-8

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Сатирическая направленность
комедии. Проблема воспитания и идея
гражданского служения в пьесе.
Ц е л и : познакомить с творчеством Д. И.
Фонвизина; раскрыть особенности
классицистической драматургии

2

9

Р/р. Сочинение на заданную тему.
Ц е л ь : формировать навык написания
сочинения на заданную тему

1

12

10

11

12

Из русской литературы
XIX века. И. А. Крылов. Басня «Обоз»
Ц е л и : расширить содержание понятий
«басня», мораль», «аллегория»; раскрыть
взгляды баснописца на существующий
общественный порядок

1

К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака».
Историческая тема думы.
Ц е л и : дать начальное представление о
понятии «дума»; расширить понимание
особенностей поэзии русского
романтизма

1

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Историческая основа повести. Пушкин
в работе над историческим
материалом. Композиция. Жанр.
Ц е л и (на всю тему): дать представление
об исторической основе романа, о жанре,
композиции, идейном содержании,
системе характеров (углубить понятие о
художественном образе-характере),
средствах характеристики персонажей
(портрете, пейзаже, речи героя и т. д.);
продолжать совершенствовать навык
составления сравнительной
характеристики персонажей,умение
выбирать тему сочинения, определять ее
границы, аргументированно, по плану ее
раскрывать

1

13

13

1
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Главы 1–3. Формирование личности П.
Гринёва. «Я рос недорослем».
Ц е л и : определить жанровые
особенности произведения; проследить
по тексту этапы формирования характера
Петра Гринёва – молодого русского
дворянина

14

Гринёв в Белогорской крепости.
«Русское семейство Мироновых».
Анализ 3–5-й глав.
Ц е л ь : проследить по тексту путь
духовного становления главного героя;
его отношения с людьми

15

Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и 1
достоинства, нравственности поступка.
Сравнительная характеристика.
Ц е л и :сформировать представление о
двух героях повести – Гринёве и
Швабрине, их поступках и мотивах
поведения; выделить основные проблемы

16

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Главы 4–7. Гринёв и Маша Миронова.
Нравственная красота героини.

1

1

14

Ц е л и : создать условия для раскрытия
смысла названия повести; отметить
душевное богатство, нравственную
чистоту, народную основу образа Маши
Мироновой
17

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Главы 8–9. Изображение народной
войны и ее вождя Емельяна Пугачёва.
Взаимоотношения Гринёва и
Пугачёва.
Ц е л и : создать условия для понимания и
раскрытия образа главного героя –
Пугачёва; формировать представления
учащихся
о народной войне в анализируемых
главах; проследить взаимоотношения
Пугачёва и Гринёва в трех сценах

1

18

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Образ Пугачёва в повести. Отношение
автора и рассказчика к Пугачёвскому
восстанию.
Ц е л и : обобщить и систематизировать
материал по образу Пугачева;
рассмотреть глубину, противоречивость
образа, созданного автором и
рассказчиком

1

15

19

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Утверждение автором нравственных
идеалов гуманности, чести и долга.
Углубление понятия о художественном
образе-характере. Становление
личности под влиянием «благих
потрясений».
Ц е л и : создать условия для понимания
учащимися проблем нравственного
характера; подвести учащихся к
самостоятельной оценке основных
понятий и проблем, поднятых автором в
повести, путем сравнения и
сопоставления

20

Р/р. Подготовка к домашнему
сочинению по повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка».
Ц е л ь : продолжать совершенствовать
навык написания сочинения на заданную
тему, умение соблюдать признаки
выбранного
жанра сочинения, выражать свое
отношение к предложенным темам

1

А. С. Пушкин. Стихотворения «19
октября», «Туча», «К***».
Ц е л и : продолжить ознакомление с
лирическим творчеством поэта;

1

21

1

16

содействовать осмыслению содержания
стихотворений, философских
размышлений лирического героя

22

23

24

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о
писателе, отношение к историческим
темам, воплощение этих тем в его
творчестве
Ц е л и : дать представление об основных
фактах биографии поэта и особенностях
его поэтической манеры; познакомить с
лирикой, символическими образами

1

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как
романтическая поэма. История
создания, особенности композиции
поэмы.
Ц е л и : создать условия для понимания
поэтического сюжета, сосредоточенного
на передаче внутренних переживаний,
ощущений человека, его чувств и
настроений; познакомить с историей
создания, композицией, идейнотематическим и художественным
содержанием поэмы

1

Идейное содержание поэмы «Мцыри».
Образ Мцыри в поэме.
Ц е л и : создать условия для понимания

1

17

идейного содержания поэмы,
свободолюбивой личности героя и его
стремления к независимости;
совершенствовать навык анализа
поэтического текста в единстве формы и
содержания, умение письменно
высказываться на предложенную тему
25

М. Ю. Лермонтов «Мцыри».
Художественное своеобразие поэмы.
Р/р. Чтение наизусть. Отрывок из
поэмы «Мцыри».
Ц е л и : дать характеристику Мцыри;
проникнуть в замысел автора; выявить
способы раскрытия образа главного
героя; определить особенности поэмы
как романтического произведения;
выразительно читать понравившийся
отрывок поэмы

1

26-27

Р/р. Подготовка к домашнему
сочинению по поэме «Мцыри».
Ц е л и : подготовить учащихся к
написанию домашнего сочинения;
составить рабочие материалы к
обсуждаемым темам; проанализировать
приемы построения образа и способы
художественной обрисовки

2

18

28

1
Н. В. Гоголь – писатель-сатирик.
Биографический очерк. Комедия
«Ревизор». История создания.
Идейный замысел и особенности
построения комедии.
Ц е л и (на всю тему): дать представление
об особенностях драматического
произведения, об истории создания
комедии; совершенствовать умение
анализировать произведение драматургии
с точки зрения идейного
художественного своеобразия,
мастерства речевых характеристик
персонажей, совершенствовать умение
выразительного чтения драматического
произведения, умение письменно
высказываться на предложенную тему

29

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Действие
первое. Страх перед «ревизором» как
основа развития комедийного
действия.
Ц е л и : создать условия для понимания
жизненной основы комедии; уяснить
обстоятельства, приведшие чиновников к
роковой ошибке

1

30

Разоблачение нравственных и
социальных пороков человечества в
комедии «Ревизор». Мастерство
речевых характеристик. (Действия 2–
3.)

1

19

Ц е л и : совершенствовать умение
анализировать драматические
произведения; получить представление о
характере Хлестакова, понять механизм
его превращения, выяснить отношение
автора

31

Н. В. Гоголь. «Ревизор».
(Действия 4–5.) Общечеловеческое
значение характеров комедии. Образ
Хлестакова.
Ц е л и : совершенствовать умение
анализировать драматические
произведения, сопоставляя события в
комедии с фактами и действительностью;
исследовать интригу превращения
Хлестакова в государственного
чиновника

1

32

Мастерство Гоголя-сатирика.
Белинский о комедии «Ревизор».
Хлестаков и хлестаковщина.
Ц е л и : создать условия для понимания
ситуации рождения страха перед
ревизией как основы комедийного
действия; систематизировать и обобщить
изученное о героях комедии; раскрыть
роль финала, смысл эпиграфа; составить

1

20

тезисы по статье В. Г. Белинского

33

Р/р. Практическая работа по комедии
«Ревизор». Контрольное тестирование.
Ц е л и : выявление степени усвоения
учениками основных положений текста
произведения и проблематики;
систематизация и обобщение изученного
материала в форме теста; подготовка к
домашнему сочинению

1

34

Н. В. Гоголь. «Шинель».
Ц е л и : познакомить с твор-чеством Н.
Гоголя и содержанием повести
«Шинель»; определить ее тему и идею,
новаторство Н. Гоголя в развитии темы
«маленького человека»

1

35

М. Е. Салтыков-Щедрин. Анализ
отрывка из «Истории одного города»:
«О корне происхождения глупцов».
Ц е л и: дать представление
о понятии «сатира»; раскрыть
художественный мир творчества М. Е.
Салтыкова-Щедрина

1

21

36

Н. С. Лесков. Рассказ «Старый гений». 1
Ц е л и : познакомить с твор-чеством Н. С.
Лескова и содержанием рассказа;
раскрыть особенности культурного мира
Н. С. Лескова, его переживания за судьбу
русского народа

37

Л. Н. Толстой. «После бала».
Жизненные источники произведения.
Контрастное построение рассказа как
способ выражения его идеи.
Ц е л и : дать представление о личности и
творчестве Л. Н. Толстого; показать
особенности композиции рассказа
«После бала», ее значении; дать понятие
о роли приема антитезы
в идейной и художественной ткани
рассказа

1

38

Рассказ «После бала». Прием
контраста, раскрывающий идею
рассказа, – способ эмоционального
воздействия на читателя. Иван
Васильевич и полковник.
Ц е л и : совершенствовать навык анализа
прозаичных произведений, учить умению
видеть авторскую позицию и позицию
рассказчика; совершенствовать навык
устного и письменного высказывания

1

22

39

Л. Н. Толстой. «После бала». Мысль
автора о моральной ответственности
человека за жизнь окружающего
общества и свою судьбу в
произведении.
Ц е л и : создать условия для понимания
главной мысли рассказа о моральной
ответственности человека за все, что
совершается в жизни; выявить позицию
автора и рассказчика

1

40

Р/р. Учимся стилизации. Страницы из
дневника
(сочинение по рассказу «После бала»).
Ц е л ь : совершенствовать навык
написания сочинения на основе и по
мотивам литературного произведения

1

41

Поэзия родной природы в русской
литературе XIX века (стихотворения
А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова,
Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н.
Майкова о природе). Состояние души
лирического героя, чувство родной
земли в пейзажной лирике.
Ц е л и :учить умениям выразительно
читать стихотворение, видеть роль
изобразительно-выразительных средств в
раскрытии идеи произведения, строить
письменное высказывание – анализ
поэтического текста

1

23

42-43

А. П. Чехов. Трилогия «О любви».
Ц е л и : познакомить с особенностями
художественного мира писателя;
раскрыть идейное содержание трилогии;
учить умению понимать подтекст
чеховской прозы

2

44

И. А. Бунин. Слово о писателе.
Проблемы любви и счастья в рассказе
«Кавказ».
Ц е л и : дать представление о
нравственной окраске поступков каждого
из героев рассказа; выявить своеобразие
подхода писателя к теме любви

1

45

1
А. И. Куприн. Краткий рассказ о
писателе. Утверждение согласия
и взаимопонимания, любви и счастья в
семье в рассказе «Куст сирени».
Ц е л и : познакомить учащихся с фактами
жизни и творчества А. И. Куприна,
вызвать интерес к его произведениям;
выявить нравственные проблемы
рассказа «Куст сирени»

24

46-47

А. А. Блок. Слово о поэте.
Историческая тема в его творчестве.
«На поле Куликовом», «Россия».
Ц е л и : дать представление о личности
А. Блока и об исторической теме в его
творчестве; учить выразительному
чтению стихотворения поэта

2

48

С. А. Есенин. «Пугачев».
Драматическая поэма на
историческую тему.
Ц е л и : помочь осмыслить
современность и историческое прошлое в
драматической поэме поэта; дать
начальное представление о содержании
понятия «драматическая поэма»;
раскрыть образ Пугачева как
предводителя народного восстания

1

49

И. С. Шмелев. «Как я стал писателем».
Рассказы о пути к творчеству.
Ц е л и : познакомить с биографией
писателя, началом его творческого пути;
учить сопоставлять художественное
произведение с документальнобиографическими (мемуары,
воспоминания, дневники)

1

50

М. А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание
фантастики и реальности в рассказе.
Ц е л и : познакомить с биографией

1

25

писателя, с содержанием рассказа о
необычной «жизни» вещей;
проанализировать используемые автором
художественные приемы: метафоры,
эпитеты, олицетворения
51

Писатели улыбаются. Журнал
«Сатирикон». Тэффи, О. Дымов,
А. Аверченко. «Всеобщая история,
обработанная “Сатириконом”»
(отрывки).
Ц е л и : познакомить с творчеством
писателей (сатириков и юмористов),
работавших в журнале «Сатирикон»;
уяснить смысл иронического
повествования в представленном
рассказе, выявить приемы и способы
создания сатирического повествования

1

52

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин». История создания.
Композиция поэмы. Василий Тёркин –
олицетворение национального
характера.
Ц е л и : дать представление о фактах
биографии Твардовского, об истории
создания «Книги для бойца», жанровом
новаторстве поэмы

1

26

53

1
Поэма «Василий Тёркин». Идейнохудожественное своеобразие поэмы.
Тема большой и малой Родины.
Анализ главы «Переправа».
Ц е л и : совершенствовать навык анализа
поэтического произведения; выделить
основные темы и проблемы; отметить
стилевое многообразие поэмы

54

1

Народно-поэтическая основа, героика
и юмор в поэме «Василий Тёркин».
Характеристика Тёркина.
Ц е л и : совершенствовать навык анализа
поэтического произведения; проследить,
как в поэме сочетает ся героика и юмор;
выявить определяющие качества
характера Василия Тёркина; определять
роль изобразительно-выразительных
средств

55-56

А. Платонов. «Возвращение».
Возвращение к человечности,
состраданию.
Ц е л и : учить умению воспринимать и
анализировать художественный текст,
формулировать тему, идею,
проблематику, давать характеристику
героев произведения

2

27

57

Стихи и песни о Великой
Отечественной войне 1941–1945 годов
(М. Исаковский, Б. Окуджава, А.
Фатьянов, Л. Ошанин) (групповая
работа).
Ц е л и : развивать письменную и устную
речь; формировать умение логически
строить свой ответ, подкрепляя текстом
стихов; совершенствовать навыки
выразительного чтения

1

58-59

В. П. Астафьев. Тема детства в
творчестве писателя. «Фотография, на
которой меня нет». Жизнь сибирской
деревни в 30-е годы, чистота
отношений между людьми,
отзывчивость на добро.
Ц е л и : познакомить учащихся с жизнью
и творчеством В. Астафьева; вызвать
интерес к теме детства
в рассказе «Фотография,
накоторой меня нет»; совершенствовать
навык анализа художественного произведения

2

60-61

Русские поэты о Родине, родной
природе и о себе. Поэты Русского
зарубежья об оставленной ими Родине.
Ц е л и : познакомить учащихся с
гражданской поэзией русских поэтов и
поэтов Русского зарубежья; создать
условия для осмысления темы России в
творчестве поэтов (И. Анненский, Д.
Мережковский,

2

28

Н. Заболоцкий, Н. Рубцов, Н. Оцуп, З.
Гиппиус, Дон-Аминадо, И. Бунин)
62

Из зарубежной литературы. У.
Шекспир. «Ромео
и Джульетта». Вечные проблемы в
трагедии. Конфликт живого чувства и
предрассудков.
Ц е л и (на всю тему): дать представление
об отдельных произведениях зарубежной
литературы, относящихся к периоду
Возрождения, литературы XIX в.,
литературы XX в.; совершенствовать
навык анализа прозаических
произведений в единстве формы и
содержания

1

63

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Трагедия произведения эпохи
Возрождения.
Ц е л ь : раскрыть пафос пьесы,
прославляющей верность в любви,
непобедимость искреннего чувства,
высокую гуманность

1

64

У. Шекспир. Сонеты. Воспевание
поэтом любви и дружбы.
Ц е л и : познакомить с содержанием
сонетов поэта; дать представление о
сонете как форме лирической поэзии

1

29

65-66

Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во
дворянстве» – комедия нравов
и характеров.
Ц е л и : познакомить с творчеством Ж. Б.
Мольера; раскрыть особенности
классицистической драматургии

2

67

Д. Свифт. Роман «Путешествия
Гулливера»
(отрывки). Сатира на государственное
устройство и общество.
Ц е л и : познакомить с содержанием
отдельных глав сатирического романа
писателя; расширить представления о
гротесковой форме изображения событий
и людей

1

68

Зачет по теории литературы.
Ц е л и : знать основные
литературоведческие термины; уметь
анализировать произведения, привлекая
литературоведческие знания

1

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».